Почему настоящая дружба между Китаем и Западом маловероятна - «Власть»
Власть 18-06-2021, 12:08 Галина 127 0

Заявление председателя КНР Си Цзиньпина о том, что стране необходимо «расширить круг друзей» и поработать над своим имиджем, вызвало разные реакции в мире. Эксперты считают маловероятной настоящую дружбу между Китаем и Западом. Можно ли сделать так, чтобы в «круг друзей» Китая вошли страны «большой семерки» и НАТО, а также в чем причины проблемных взаимоотношений мировых держав с Поднебесной — в своей статье для издания The Conversation обсуждают завкафедрой международных отношений Китая из Королевского колледжа Лондона, профессор Астрид Х. М. Нордин Лау и доцент кафедры политической теории Лидского университета Грэм М. Смит. «Реальное время» предлагает ознакомиться с переводом публикации.
Станут ли НАТО и страны «большой семерки» друзьями Китая?
На саммите G7 в 2021 году, который проходил в Корнуолле на западе Англии, один человек занимал видное место в разговорах, но не был частью собрания: это был генеральный секретарь Коммунистической партии Китая (КПК) Си Цзиньпин. Значительная часть обсуждений касалась разработки общего подхода к взаимоотношениям с Китаем — неловко названного поддержанного США плана расходов «Построить лучший мир» (B3W), который призван соперничать с масштабной китайской инициативой «Один пояс — Один путь» (BRI).
Было также достигнуто согласие по вопросам демократии и прав человека, а в заключительном коммюнике встречи говорилось: «Мы будем продвигать наши ценности, в том числе призывая Китай уважать права человека и основные свободы, особенно в отношении Синьцзяна, и те права, свободы и высокую степень автономии Гонконга, которые закреплены в Китайско-британской совместной декларации и Основном законе».
По горячим следам «большой семерки» лидеры НАТО усилили риторику и включили Китай в список рисков для безопасности, заявив, что «заявленные амбиции и напористое поведение Китая представляют систематические вызовы международному порядку, основанному на правилах».

Как и ожидалось, китайские официальные лица нанесли ответный удар, обвинив G7 в манипуляциях, а НАТО в клевете на их мирное развитие. Тем не менее в дни, предшествовавшие заявлениям «большой семерки» и НАТО, председатель Си призывал Китай «расширить свой круг друзей». Можно ли сделать так, чтобы в этот круг вошли страны «большой семерки» и НАТО?
Различное понимание дружбы
Призыв Си Цзиньпина к дружбе дает нам возможность изучить китайскую политику как на внутренней, так и на международной арене. На первый взгляд, это предполагает возможность сближения между богатыми либеральными демократиями, представленными G7, и авторитарным китайским государством. Однако, несмотря на кажущийся призыв к более тесным отношениям, существует более чем один способ быть друзьями, и идея Си может несколько отличаться от того, что могут ожидать многие в странах, участвующих в G7.
Для большинства стран «большой семерки» понимание того, что может означать дружба, основано на евро-американской традиции мышления, которая понимает ее как добровольные и взаимные отношения равных. Важно отметить, что с этой точки зрения дружбы друзья остаются вместе, из-за и вопреки различиям. Действительно, различия рассматриваются как продуктивные и укрепляющие дружбу. Эта точка зрения иллюстрируется комментарием Плутарха: «Мне не нужен друг, который меняется, когда я меняюсь, и кивает, когда я киваю; моя тень делает это гораздо лучше». Друзья расходятся во мнениях таким образом, что они остаются друзьями, и при необходимости снова расходятся во мнениях в будущем.
Однако, вероятно, это не то, как Си видит дружбу. Вместо этого его понимание может опираться на конфуцианскую традицию — как это часто бывает в его «великом омоложении китайской нации», которое включает «дружбу» в качестве одной из ее «основных социалистических ценностей». В этой традиции хорошая дружба строится по образцу иерархии старшего и младшего братьев в традиционной семье. Здесь у младшего — или меньшего — родственника есть шанс вырасти, подражая положительному примеру более успешного друга.

Важность друга как добродетельного примера для подражания настолько велика, что Конфуций неоднократно призывает: «Не имейте в качестве друга никого, кто не так хорош, как вы». В этой традиции высшая сторона обязана заботиться и исправлять меньшую сторону в этом процессе морального роста, и меньшая сторона вынуждена прислушиваться к их советам и указаниям.
Это понимание дружбы находит отражение во внутренних и внешних политических отношениях Китая. Коммунистическая партия Китая (КПК) стоит выше других социальных акторов — те, кто ошибается, исправляются и улучшаются. Это можно увидеть в инициативах, начиная от кампаний патриотического воспитания и заканчивая массовым заключением в лагеря на так называемой «новой границе» Китая, Синьцзяне.
Видные китайские интеллектуалы, такие как Чжао Тиньян, утверждают, что лучший способ для Китая «превратить врагов в друзей» — это подавать пример. Призыв Си к дружбе одновременно является призывом к китайскому государству лучше изображать Китай в позитивном свете. Однако это не означает, что методы жесткой силы выходят за рамки, если дело доходит до толчка, как это было продемонстрировано в Синьцзяне, Гонконге и Южно-Китайском море.

Могут ли Китай и либеральные демократии быть друзьями?
Учитывая эти взгляды на дружбу, каковы шансы на сближение и дружбу между либеральными демократиями и авторитарным Китаем? Китайская модель предполагает образ жизни в гармонии с Китаем. Китайские лидеры и граждане, как правило, рассматривают Китай не как угрозу для других стран, а как щедрого и культурного друга. Китайские лидеры отреагировали на коммюнике НАТО, попросив НАТО прекратить «раздувать идею китайской угрозы». Но для либеральных демократий дружба, в которой старший партнер руководит делами, а младший партнер должен измениться, чтобы быть более похожим на них, — это не та дружба, которую они хотят, особенно когда они выбраны в качестве «младшего» партнера.
Напротив, англо-европейская традиция дружбы подчеркивает равенство и различия в сотрудничестве. Однако риторика и действия, исходящие от G7 и НАТО, по-видимому, далека от понятия дружбы, основанной на какой-либо оценке реального разнообразия различий в культуре, подходе и ценностях. Как клуб единомышленников, они видят в Китае угрозу именно тому, что могут представить себе дружбу только с «такими людьми, как мы». Друзья могут быть разными — но только в рамках либерально-демократических параметров.
Эти различия означают, что и Китай, и либеральные демократии могут навсегда остаться отчужденными, замкнутыми в борьбе за превосходство. Между Китаем и либеральными демократиями возможна дружба. Чтобы это произошло, либеральные демократии должны быть верны своим традициям равной, но разной дружбы, допускающей подлинные различия. Основываясь на своих собственных традициях, Китай с трудом способен принять такие отношения.
Астрид Х. М. Нордин Лау, Грэм М. Смит, перевела Анна Николаева
Ваша реклама
Другие новости
Облако тэгов
Ваш Выбор Инноваций
Чего боится Путин, придут ли на замену Лаврову и Шойгу молодые министры и возможно ли в России второе...
Подробнее 28-мар-2021Сначала СК обвинял спеца по розыску лизингового имущества во взятке в особо крупном размере, теперь — в...
Подробнее 15-сен-2025Китаевед Николай Вавилов — о том, кто в Китае выступает против союза с Россией Фото: kavtoday.ru Кто в Китае...
Подробнее 15-мар-2022Герб столицы обозначает собой огромный исторический путь Москвы и России, универсален на все времена и лучше...
Подробнее 06-мая-2022Администрация Липецкой области сообщила утром о своей эвакуации после анонимного звонка с угрозами. ВОРОНЕЖ,...
Подробнее 11-мая-2022Почти трехсотлетнее правление династии Мин считается одним из ярчайших периодов в истории Китая. Минская...
Подробнее 28-окт-2021Оздоровительное учреждение неправильно оформило документы на пользование недрами и слило в Каму...
Подробнее 16-дек-2021"Комсомольская правда" приняла единственно правильное решение о закрытии филиала в Белоруссии, но...
Подробнее 06-окт-2021


