«Зюгре» Назиба Жиганова в фойе без декораций и в современном прочтении - «История»
История 5-02-2026, 10:35 Юлия 1 0
Альбина Нугманова открыла Фестиваль Габяши первым «взрослым» балетом Назиба Жиганова, который станцевали прямо в фойе КЦ «Московский»
Фестиваль отчаяния
В прошлом году фестиваль проходил с «материальной базой». Его главный организатор Айдар Ниязов, дирижер негосударственного Оркестра национальной музыки, выиграл в конкурсе проектов по изучению татарского языка «Үз телем». На нескольких концертах звучала музыка классиков и современников.
В декабре 2025-го в КЦ «Московский» показали симфонию-балет Ильгама Байтиряка «Сарвиназ», вдохновленную балетом «Гульнара» Салиха Сайдашева. Грант на него на «Үз телем» выиграла Саида Кадырова, работавшая ранее в Ансамбле песни и танца РТ и над проектом «Мастерская развития татарского танца «Әйдә Бас». При этом главные партии исполнили студенты КазГИКа, а балетмейстером Кадырова позвала Нинель Мочалову, бывшую солистку Татарского театра оперы и балета имени Джалиля и доцента кафедры хореографического искусства института культуры и педагога-репетитора Госансамбля песни и танца республики.
«Сарвиназ» получился балетом классическим, при этом по бокам сцены и даже порой в зале танцевали в режиме современной импровизации два альтер-эго главных героев — Регина Хафизова и Артур Аминов.
В «Зюгре» Саида Кадырова танцует сама — как раз с Аминовым. Вместо оркестра — рояль Татьяны Сенниковой. Вместо вытянутого зала «Московского» — его фойе. Вместо занавеса опускаются и поднимаются жалюзи на окнах.
В целом, говорит Ниязов, фестиваль в этом году посвящен дружбе и сотрудничеству. Также он называет происходящее «фестивалем отчаяния», указывая, что в поиски грантов немало вложил сам «Московский». По сути, творческая группа работала на чистейшем энтузиазме, при этом Ниязов вложил в «Зюгру» и свои средства. Программа фестиваля в этом году определяется по наитию. Известно, что в мае ожидается гала-концерт. Кроме того, планируются вечера, посвященные певице Вафире Гиззатуллиной и композитору Саре Садыковой. Родилась идея поставить «Су анасы», возможно, в формате моноспектакля на фоне водопада.
Режиссером балета выступила Альбина Нугманова, актриса Кариевского театра, активно работающая в сфере современных направлений танца, которая и раньше сотрудничала с Оркестром национальной музыки.
— Я сначала засомневалась: ты уверен? — вспоминает она разговор с Ниязовым. — Ведь я работаю с современными формами, ты же понимаешь, что это будет не балет. Он говорит: я так и хочу. Изначально планировался дуэт, ведь постановка очень обширная, много персонажей, много действий, дополнительных тем. Я поняла, что мне не хочется делать это полностью, Айдар сделал клавир-выжимку на 40 минут, под запись мы репетировали. А танцорами я хотела бы взять личностей.
Нугманова указывает, что Саида Кадырова — редкий пример танцора, который может сочетать народный бэкграунд с перформативностью. А с Артуром Аминовым Нугманова проходила кастинг на спектакль Balballar, который покажут после премьеры на альметьевском фестивале «Аваздаш» в Камаловском театре. Лениногорский хореограф Аминов, работающий с шоу-балетом Crystal, в нем участвует.
— Альбина ставила нам задачи, которые мы выполняли, импровизируя, — говорит Кадырова. — Потихоньку, как ожерелье, она нанизывала, собирала историю. При этом были совсем маленькие кусочки в балете — постановочные. В основном все это было импровизацией, но в рамках поставленных режиссером задач.
Между народным танцем и хип-хопом
— Я увидела эти огромные окна, и у меня сразу в голове возникла концовка. То есть я начинала от обратного. В остальном это был совместный поиск, — говорит Нугманова. — Я понимала, что не хочу идти по сюжету, обратилась к самой сказке о Зухре. Балет основан на вопросах и ощущениях, которые вызывает сама история. К примеру, мне кажется, что главный мужской герой Нур — это, скорее всего, плод фантазии Зухры.
Начинается спектакль с медленного выхода героини, которая не спеша льет из кумгана воду в таз — кажется, это оммаж миниатюрам из «Цвета граната» Параджанова. Хореография спектакля не зациклена на одном методе: здесь может сочетаться народный танец и ломаные движения современности.
Когда на сцене появляется Аминов, он добавляет пластику хип-хопа. Порой движение героев напоминает иронию над советским скульптурным наследием, что подчеркивается и музыкой, переходящей от вариаций на темы народных песен к патетике.
Герои падают, поддерживают друг друга, устраивают борьбу, засыпают под роялем, Нур открывает дверь и выбегает на улицу, а вскоре за ним устремляется и Зухра. Жалюзи опускаются.
В этот момент вспоминался поставленный в этом же зале в 2018 году спектакль «Таң вакыты» («Рассвет») Нурбека Батуллы по одноименному стихотворению Сагита Рамиева, в котором Нугманова участвовала: в конце герои выбегали на улицу и продолжали веселиться там, а потом к ним присоединились и зрители.
Нинель Юлтыевой — 100
8 марта 1945 года в Казани показали первый татарский балет «Шурале» Фарида Яруллина. А в 1946 году был поставлен балет «Зюгра» (балетмейстер — Файзи Гаскаров).
Это первый «взрослый» балет Жиганова, ранее он написал детский, под названием «Фатых». Заглавную партию в «Зюгре» танцевала 20-летняя Нинель Юлтыева.
Она родилась в Уфе, училась в Ленинграде в хореографическом училище имени Вагановой. Когда началась война, возвращаться ей было некуда: отец, писатель Даут Юлтыев, расстрелян, мать — в лагерях. Она работала в уфимском театре оперы и балеты и спала на втором его ярусе. А после приехала в Казань — и дебютировала в «Зюгре», стала примой-балериной и художественным руководителем балетной труппы. Когда в 1956-м открывалось новое здание оперного, показывали «Лебединое озеро». Юлтыева в нем не только танцевала, она была его постановщиком.
Позднее она преподавала, а также работала за рубежом: в Каире и Каракасе. Была худруком Казанского хореографического училища. Умерла 23 ноября 2014 года. Незадолго до смерти был снят документальный фильм о ней: авторы прямо называют ее «основательницей казанской школы хореографии».
Ее друг, писатель Рабит Батулла (два его сына закончили училище), на дневной встрече, посвященной 100-летию балерины, вспоминал, что она называла себя «Динозавр Нинель Юлтыева». А это значит, развивает мысль Батулла, что она была «драконом». Также она себя называла «Одиноким волком с улицы Волкова». А волки в татарских и башкирских сказках — всегда добрые животные. Такой и запомнилась многим Юлтыева — не только как прекрасная танцовщица и педагог, но и человек, полный оптимизма.
Да, 100-летие Юлтыевой в день ее рождения, 3 февраля, провели в камерной обстановке в училище. Как пояснили в театре оперы и балеты им. Джалиля, сейчас здесь идет Шаляпинский фестиваль, поэтому праздновать 100-летие Нинель Даутовны будут чуть позже, «но мероприятия тоже будут достойные». В частности, весной ожидается спектакль в память о ней.
Радиф Кашапов
Ваша реклама
Другие новости
Облако тэгов
Ваш Выбор Инноваций
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 174-я Фото: Из фондов Историко-краеведческого...
Подробнее 08-фев-2020Чем примечательна дата 21 мая Фото: kazan-opera.ru Сегодня, 21 мая, в России отмечают аж четыре...
Подробнее 21-мая-2021Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 225-я Фото: из фондов музея истории АО...
Подробнее 30-мар-2020Война и тыл. Часть 1 Фото: oper-1974.livejournal.com Материальной стороне и «тыловым будням» Первой мировой...
Подробнее 19-окт-2018Чем примечательна дата 23 августа Фото: war16-17.blogspot.ru (Штурм Казани. Художник — О.Ю. Брандуков)...
Подробнее 23-авг-2021Историк Салават Хамидуллин о башкирских родах. Кыпчак: часть 4 Уфимский историк Салават Хамидуллин...
Подробнее 04-июл-2019Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 98-я Фото: tatfrontu.ru В годы войны в колхозах...
Подробнее 24-ноя-2019Партнер Татьяны Забегиной выставил на продажу занимаемое известным салоном здание на Парижской Коммуны Фото:...
Подробнее 18-мар-2020










