Рауза Султанова: «Нужно отойти от «кладбищенских» мемориальных досок» - «История» » Ваш Выбор Инноваций

Рауза Султанова: «Нужно отойти от «кладбищенских» мемориальных досок» - «История»

История 25-06-2020, 18:42 Dutton 192 0

Какими должны быть мемориальные доски в республике


Рауза Султанова: «Нужно отойти от «кладбищенских» мемориальных досок» - «История»
Фото: Александр Артемьев


Предложение об унификации внешнего вида мемориальных досок в Татарстане, высказанное колумнистом «Реального времени» Равилем Ахтямовым, спровоцировало бурную дискуссию — есть мнения и в поддержку, и в противовес такому подходу. Доктор искусствоведения, заведующая отделом изобразительного и декоративно-прикладного искусства Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Татарстана Рауза Султанова в авторской колонке также высказывается против унификации, но добавляет: существующий подход к установке мемориальных досок имеет изъяны, и его нужно менять.


Первые декреты об охране памятников: 12 апреля 1918 года был издан декрет Совнаркома РСФСР «О памятниках республики». Он предписывал: «Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию» 1. На месте демонтированных памятников предполагалось установить монументы «известным учителям социализма и деятелям международной революции, а также художникам и музыкантам». 2. Список памятников, которые необходимо было демонтировать, определяла специальная комиссия, в которую вошли представители Наркомпроса.

Главный мой тезис: «Мемориальные доски — произведения искусства. Как любое произведение — это авторская работа. Уникальная в своем роде по художественному решению».

И в связи с этим я хочу высказаться по поводу дискуссии об унификации внешнего вида мемориальных досок, развернувшейся недавно на страницах «Реального времени». Я против такого подхода.

В нашей стране уникальный опыт работы по установлению мемориальных досок

Безусловно, хорошо, что люди знают об опыте других стран. Вместе с тем мне кажется, что нам нужно развивать и приумножать свои традиции. В нашей стране уникальный опыт работы по установлению мемориальных досок. С самого начала, после издания 12 апреля 2018 года декрета Совнаркома РСФСР «О памятниках республики», к возведению мемориальных досок были привлечены ведущие крупные скульпторы (Манизер, Андреев, Коненков и др.). В Москве на Арбате, на Тверском бульваре, на Кутузовском проспекте сооружены очень интересные по композиционному решению мемориальные доски в честь увековечивания памяти выдающихся личностей.

Но есть и второй тезис, и заключается он в следующем: «Нужно отойти от «кладбищенских» досок. Нельзя удешевлять. Это просто оскорбительно по отношению к выдающимся людям».

К сожалению, в Казани очень много самодеятельных досок. В центре города, недалеко от Казанского Кремля, на здании КАИ (ул. Карла Маркса, 10) установлено очень много таких работ, одинаковых по стилистике: в центре портрет, по бокам черные ленты-полоски. Своеобразная «кладбищенская» стилистика. А там вся плеяда отечественного авиастроения — бесценное достояние нашей республики: ученые, конструкторы… Каждый из них — уникальная личность.

В Казани как удачные примеры можно назвать мемориальные доски, посвященные Н. Фешину, Б. Урманче, на здании Казанского художественного училища. Фото предоставлено Р. Султановой

А причина такой удручающей картины одна: часто заказчик работает с непрофессионалами. А ведь до недавнего времени в Казани этим занимались тоже высококлассные скульпторы — Васил Маликов, Науфаль Адылов и другие.

Я за разнообразие форм. В зависимости от архитектурных особенностей здания, окружающей среды могут быть различные композиции. Кроме текста на ней может быть рельеф: он может быть углубленный (контррельеф, койланоглиф — с углубленным контуром и выпуклой моделировкой), выпуклый (барельеф, горельеф). Наиболее часто у нас встречается последний. На фон могут наноситься слабо выступающие изображения: пейзаж, архитектура, создающие теневые эффекты; символические элементы, характеризующие основную деятельность героя.

В Казани как удачные примеры можно назвать мемориальные доски, посвященные Н. Фешину, Б. Урманче на здании Казанского художественного училища. Одна из последних работ — в честь выдающейся татарской певицы Альфии Абзаловой на фасаде дома по адресу: Туфана Миннуллина, 8.

На улице Кремлевской привлекает своим качеством исполнения доска, посвященная Михайло Грушевскому

И на том же здании КАИ есть удачные примеры: доска с рельефом, сообщающая о том, что здесь в гимназии учился И. Шишкин. На улице Кремлевской привлекает своим качеством исполнения доска, посвященная Михайло Грушевскому, первому президенту украинской народной республики. Все гармонично — и рельеф, и текст (который, к слову, написан на трех языках — на русском, татарском, украинском).

Доска емко и лаконично должна характеризовать героя: его жизненный путь, профессию. То есть акцентируется уникальность личности. У нас обычно доски однотипны: портрет (зачастую плохо выполненный), шрифт, который невозможно прочитать. Что больше удручает, многие доски сделаны в стилистике надгробных камней. А все из-за того, что главное для заказчика — лишь бы была доска.

Многое зависит и от вкуса, возможностей заказчика. Авторская работа стоит недешево. Руководство театра им. Г. Камала всегда работает с профессиональными скульпторами, поэтому доски, посвященные деятелям театра, интересно разглядывать (на ул. Татарстан). На ул. Горького театр установил уникальную доску на доме, где состоялся первый публичный спектакль на татарском языке, в виде афиши с текстом, написанным арабской вязью.

На ул. Горького театр установил уникальную доску на доме, где состоялся первый публичный спектакль на татарском языке

Третий мой тезис: «Установление доски должно стать событием в жизни города, республики. По этим доскам будут судить об эпохе».

Это — память о людях, внесших весомый вклад в развитие страны. Когда реконструируются здания, нужно вернуть доски в том виде, как они выглядели в свое время. Я даже не исключаю реконструкцию по фотографиям, если оригиналы по тем или иным причинам утеряны. При этом должно сохраняться авторство.

В настоящее время комиссия при Министерстве культуры Республики пытается изжить недостатки — это, кстати, уникальный случай: даже в Москве нет такой комиссии, все пущено на самотек. Привлекаются к выполнению досок известные скульпторы — Рустам Габбасов, Фаниль Валиуллин и другие. Также среди современных профессионалов можно назвать Асию Минулину, лауреата Тукаевской премии.

Есть понимание, что этим искусством должны заниматься профессиональные скульпторы. Сегодня в республике достаточно кадров в этой области: выпустили курс молодых скульпторов в КХУ им. Н. Фешина, в филиале Суриковского института. Вероятно, нужно эту деятельность организовать на конкурсной основе. Проекты должны выставляться на рассмотрение комиссии, в том числе на этапе эскиза. Должны утверждаться не только тексты, но и художественная часть. Тогда мы увидим уникальные авторские творческие работы, которыми будут гордиться будущие поколения.


Рауза Султанова, доктор искусствоведения, ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ, фото Александра Артемьева

Какими должны быть мемориальные доски в республике Фото: Александр Артемьев Предложение об унификации внешнего вида мемориальных досок в Татарстане, высказанное колумнистом «Реального времени» Равилем Ахтямовым, спровоцировало бурную дискуссию — есть мнения и в поддержку, и в противовес такому подходу. Доктор искусствоведения, заведующая отделом изобразительного и декоративно-прикладного искусства Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Татарстана Рауза Султанова в авторской колонке также высказывается против унификации, но добавляет: существующий подход к установке мемориальных досок имеет изъяны, и его нужно менять. Первые декреты об охране памятников: 12 апреля 1918 года был издан декрет Совнаркома РСФСР «О памятниках республики». Он предписывал: «Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию» 1. На месте демонтированных памятников предполагалось установить монументы «известным учителям социализма и деятелям международной революции, а также художникам и музыкантам». 2. Список памятников, которые необходимо было демонтировать, определяла специальная комиссия, в которую вошли представители Наркомпроса. Главный мой тезис: «Мемориальные доски — произведения искусства. Как любое произведение — это авторская работа. Уникальная в своем роде по художественному решению». И в связи с этим я хочу высказаться по поводу дискуссии об унификации внешнего вида мемориальных досок, развернувшейся недавно на страницах «Реального времени». Я против такого подхода. В нашей стране уникальный опыт работы по установлению мемориальных досок Безусловно, хорошо, что люди знают об опыте других стран. Вместе с тем мне кажется, что нам нужно развивать и приумножать свои традиции. В нашей стране уникальный опыт работы по установлению мемориальных досок. С самого начала, после издания 12 апреля 2018 года декрета Совнаркома РСФСР «О памятниках республики», к возведению мемориальных досок были привлечены ведущие крупные скульпторы (Манизер, Андреев, Коненков и др.). В Москве на Арбате, на Тверском бульваре, на Кутузовском проспекте сооружены очень интересные по композиционному решению мемориальные доски в честь увековечивания памяти выдающихся личностей. Но есть и второй тезис, и заключается он в следующем: «Нужно отойти от «кладбищенских» досок. Нельзя удешевлять. Это просто оскорбительно по отношению к выдающимся людям». К сожалению, в Казани очень много самодеятельных досок. В центре города, недалеко от Казанского Кремля, на здании КАИ (ул. Карла Маркса, 10) установлено очень много таких работ, одинаковых по стилистике: в центре портрет, по бокам черные ленты-полоски. Своеобразная «кладбищенская» стилистика. А там вся плеяда отечественного авиастроения — бесценное достояние нашей республики: ученые, конструкторы… Каждый из них — уникальная личность. В Казани как удачные примеры можно назвать мемориальные доски, посвященные Н. Фешину, Б. Урманче, на здании Казанского художественного училища. Фото предоставлено Р. Султановой А причина такой удручающей картины одна: часто заказчик работает с непрофессионалами. А ведь до недавнего времени в Казани этим занимались тоже высококлассные скульпторы — Васил Маликов, Науфаль Адылов и другие. Я за разнообразие форм. В зависимости от архитектурных особенностей здания, окружающей среды могут быть различные композиции. Кроме текста на ней может быть рельеф: он может быть углубленный (контррельеф, койланоглиф — с углубленным контуром и выпуклой моделировкой), выпуклый (барельеф, горельеф). Наиболее часто у нас встречается последний. На фон могут наноситься слабо выступающие изображения: пейзаж, архитектура, создающие теневые эффекты; символические элементы, характеризующие основную деятельность героя. В Казани как удачные примеры можно назвать мемориальные доски, посвященные Н. Фешину, Б. Урманче на здании Казанского художественного училища. Одна из последних работ — в честь выдающейся татарской певицы Альфии Абзаловой на фасаде дома по адресу: Туфана Миннуллина, 8. На улице Кремлевской привлекает своим качеством исполнения доска, посвященная Михайло Грушевскому И на том же здании КАИ есть удачные примеры: доска с рельефом, сообщающая о том, что здесь в гимназии учился И. Шишкин. На улице Кремлевской привлекает своим качеством исполнения доска, посвященная Михайло Грушевскому, первому президенту украинской народной республики. Все гармонично — и рельеф, и текст (который, к слову, написан на трех языках — на русском, татарском, украинском). Доска емко и лаконично должна характеризовать героя: его жизненный путь, профессию. То есть акцентируется уникальность личности. У нас обычно доски однотипны: портрет (зачастую плохо выполненный), шрифт, который невозможно прочитать. Что больше удручает, многие доски сделаны в стилистике надгробных камней. А все из-за того, что главное для заказчика — лишь бы была доска. Многое зависит и от вкуса, возможностей заказчика. Авторская работа стоит недешево. Руководство театра им. Г. Камала всегда работает с профессиональными скульпторами, поэтому доски, посвященные деятелям театра, интересно разглядывать (на ул. Татарстан). На ул. Горького театр установил уникальную доску на доме, где состоялся первый публичный спектакль на татарском языке, в виде афиши с текстом, написанным арабской вязью. На ул. Горького театр установил уникальную доску на доме, где состоялся первый публичный спектакль на татарском языке Третий мой тезис: «Установление доски должно стать событием в жизни города, республики. По этим доскам будут судить об эпохе». Это — память о людях, внесших весомый вклад в развитие страны. Когда реконструируются здания, нужно вернуть доски в том виде, как они выглядели в свое время. Я даже не исключаю реконструкцию по фотографиям, если оригиналы по тем или иным причинам утеряны. При этом должно сохраняться авторство. В настоящее время комиссия при Министерстве культуры Республики пытается изжить недостатки — это, кстати, уникальный случай: даже в Москве нет такой комиссии, все пущено на самотек. Привлекаются к выполнению досок известные скульпторы — Рустам Габбасов, Фаниль Валиуллин и другие. Также среди современных профессионалов можно назвать Асию Минулину, лауреата Тукаевской премии. Есть понимание, что этим искусством должны заниматься профессиональные скульпторы. Сегодня в республике достаточно кадров в этой области: выпустили курс молодых скульпторов в КХУ им. Н. Фешина, в филиале Суриковского института. Вероятно, нужно эту деятельность организовать на конкурсной основе. Проекты должны выставляться на рассмотрение комиссии, в том числе на этапе эскиза. Должны утверждаться не только тексты, но и художественная часть. Тогда мы увидим уникальные авторские творческие работы, которыми будут гордиться будущие поколения. Рауза Султанова, доктор искусствоведения, ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ, фото Александра Артемьева
Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Похожие новости
Holofonote: «Я создала оркестр для себя» - «Культура»

Казанская скрипачка пишет электронику, вдохновляясь британским IDM и академической музыкой Фото:...

Подробнее 0
День в истории: Евтушенко в Казани, пакет Яровой и первый дорожный чек - «История»

Чем примечательна дата 7 июля Фото: Игорь Ширшов Сегодня, 7 июля, в России — День авиалесоохраны, а также...

Подробнее 0
Династия Сайдашевых: расцвет татарской печати в начале XX века - «Культура»

Из истории татарского предпринимательства Представители большой купеческой семьи Сайдашевых, жившие в Казани...

Подробнее 0
«Мы вовсю бьемся» — Казань соберет комитет всемирного наследия ЮНЕСКО - «Инфраструктура»

В столице Татарстана обсудили, как спасать бесхозные памятники России и найдется ли место ВООПИК под крылом...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

Спецпроект «Реального времени» к 100-летию ТАССР и 30-летию Банка «Аверс» о развитии финансовой отрасли в...

Подробнее 15-мая-2020

Городские чиновники не позаботились об охране старейшей сохранившейся постройки Ново-Татарской слободы Фото:...

Подробнее 09-дек-2020

Госэкспертиза дала «добро» апарт-отелю депутата Казгордумы Эмиля Хуснутдинова — проект включает воссоздание...

Подробнее 20-янв-2021

Памятник речного пароходства переходит министерству культуры Татарстана Фото: аккаунт Павла Тиняева в...

Подробнее 09-июн-2021

Поддержка МСП и фермерства, импортозамещение, новые финансовые пирамиды и не только — итоги недели от...

Подробнее 21-окт-2019

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 236-я Фото: предоставлено пресс-службой ПАО...

Подробнее 10-апр-2020

Филолог Павел Алексеев о поглощенной самобичеванием интеллигенции, бесполезности революций и ректорах, не...

Подробнее 29-сен-2019

Реальное время» публикует отрывки из мемуаров директора Института истории им. Ш. Марджани Фото:...

Подробнее 24-мар-2018

Яндекс.Метрика