Фотомарафон «100-летие ТАССР»: строительство Камского тракторного завода, 1984 год - «История»
История 22-05-2020, 07:00 Ангелина 188 0
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 278-я

Стремительно прокатившаяся по небосклону советских вождей звезда Константина Черненко успела оставить важный для ТАССР след: именно он в 1984 году подписал указ о строительстве на Каме тракторного завода — причем не в Нефтекамске, как планировалось еще в 1983 году, а в Татарии, в районе Елабуги. Как и положено было в цветущей ТАССР, планировалось, что это будет одно из крупнейших в Союзе подобных производств.
Строительство комплекса из шести заводов Производственного объединения «Камский тракторный завод» (ПО «КамТЗ») началось в 1984 году рядом с Елабугой. Здесь должны были выпускаться универсально-пропашные трактора мощностью в 150 лошадиных сил на дизельных двигателях — полторы сотни тысяч в год. Завод имел секретное двойное назначение: он назывался тракторно-техническим, и у него должна была быть возможность быстрого переключения на производство танков.

Проект подразумевался гигантский, и он начал понемногу реализовываться, но экономический кризис, назревший в СССР во второй половине 1980-х, заставил остановить работы еще на стадии развития. Развить к 1988 году успели довольно много: около миллиона квадратных метров площадей. Плюс к тому построили новый крупный микрорайон, где должны были жить тракторостроители.
Конструкторское бюро завода разработало и даже успело запустить в опытное производство принципиально новые универсальные пропашные трактора. В 1988 году правительство Советского Союза решило перепрофилировать КамТЗ на производство автомобилей, а трактора отложили до лучших времен.

Таким образом, из так и не родившегося КамТЗ получился ЕлАЗ: планировали, что тут будут производить около 900 тысяч микролитражек в год — это была знаменитая «Ока». Предполагалось, что это будет новый крупный автозавод масштаба АвтоВАЗа. Елабуга должна была разрастись до 400 тысяч жителей и стать очередным гигантом Камского промышленного узла. Но плановая социалистическая экономика рухнула окончательно к концу десятилетия, и задумкам этим суждено было реализоваться в сильно усеченном виде. Здесь просто начали собирать малые серии иностранных автомобилей по лицензии, а «Ока» переехала на КАМАЗ, который выделил под нее отдельный завод малолитражных автомобилей.

Так Елабуга не стала вторыми Набережными Челнами — может быть, и к лучшему. В отличие от молодых и динамичных Челнов, она сохранила свое старинное очарование и осталась одним из самых интересных городов современного Татарстана. 
Людмила Губаева
Справка
За помощь в создании материала редакция благодарит Елабужский государственный музей-заповедник.
Ваша реклама
Другие новости
Облако тэгов
Ваш Выбор Инноваций
Полемическая колонка директора института истории АН РТ Рафаэля Хакимова Фото: vkgu.kz Директор института...
Подробнее 25-дек-2018Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 277-я Фото: из фондов Елабужского...
Подробнее 21-мая-2020Тест о «первой войне XXI века в Европе» Фото: eagle-rost.livejournal.com Сегодня исполняется ровно 10 лет с...
Подробнее 08-авг-2018Корреспондент «Реального времени» побывал на родине основоположника чувашской письменности и предка...
Подробнее 30-апр-2018Чем примечательна дата 5 марта Фото: radiovan.fm Сегодня 5 марта — дата примечательная рядом важных событий....
Подробнее 05-мар-2021Реальное время» публикует отрывки из мемуаров директора Института истории им. Ш. Марджани Фото:...
Подробнее 24-мар-2018Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 34-я Фото: из фондов Национального музея РТ...
Подробнее 21-сен-2019«Исторический путь татар» казанского ученого. Часть 5-я Фото: Илья Муромец. С картины Виктора Васнецова....
Подробнее 05-дек-2020


