Фотомарафон «100-летие ТАССР»: кафедра компрессорных машин и установок КХТИ (Варваринская церковь), 1970-е - «История» » Ваш Выбор Инноваций

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: кафедра компрессорных машин и установок КХТИ (Варваринская церковь), 1970-е - «История»

История 15-04-2020, 07:00 Пульхерия 95 0

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 241-я


Фотомарафон «100-летие ТАССР»: кафедра компрессорных машин и установок КХТИ (Варваринская церковь), 1970-е - «История»
Фото: pastvu.com


Советская власть относилась к религии, мягко говоря, прохладно. Обком партии к началу 70-х констатировал, что в ТАССР влияние религии на умы людей постепенно ослаблялось. Но затухание шло очень медленно. Еще Хрущев мечтал показать «последнего попа» по телевизору, но люди все равно продолжали ходить в немногие оставшиеся действующими храмы. И христианское, и мусульманское население продолжало отправлять культ и даже отмечать религиозные праздники.


От имени Совета Министров республики за религией наблюдал Игорь Михалев, ассистент кафедры философии КАИ, референт правления Татарского общества «Знание». Он был пламенным борцом с религиозным дурманом, но даже ему, эрудированному, харизматичному и очень энергичному, не очень удавалось этот дурман развеять.

К началу 70-х в республике уже закончилась кампания по сносу церквей: разве только на строительстве Камского промышленного узла приходилось избавляться от старинных храмов — какие-то церкви попадали в промзону и мешали здесь, а какие-то — в зону затопления водохранилища. Так что те церкви, которые дожили до последних двух десятилетий советской власти, чаще всего использовались в народном хозяйстве. Например, Варваринская церковь была отдана под кафедру компрессорных машин и установок КХТИ (благо, располагалась прямо напротив одного из корпусов института), в Благовещенском соборе размещался архив, в Петропавловском работал бильярд (!!!) и обсерватория. Не лучше дело обстояло с мечетями: их использовали под склады, под «офисы» разных учреждений — действительно работающих храмов в республике оставалось немного. Но они оставались!

Введенская церковь в Казани, 1970-е годы

К началу 1970-х годов в ТАССР действовали 13 православных церквей. В Казани их было всего три — Николо-Низская, Ярославских чудотворцев на Арском кладбище и Казанской иконы Божией Матери в Царицыно. По одной церкви — в Чистополе, Мензелинске и Мамадыше — и в селах в семи районах республики. Работали в них 47 служителей культа. При епархии была собственная свечная мастерская.

Управлял этим небольшим церковным хозяйством архиепископ Казанский и Марийский Михаил Воскресенский. Ветеран обеих больших войн XX века, он был не менее грозным и эрудированным оратором, нежели его оппонент Михалев. По любому факту ущемления прав верующих архиепископ недолго думая ставил в известность прокуратуру — а по советским законам обижать «одурманенных» все-таки не рекомендовалось. А «одурманенных» хватало: например, еще к 1965 году в русских семьях крестили каждого третьего ребенка — и это при том, насколько сильно насаждался атеизм в стране! Плюс надо понимать, что цифры эти еще и занижались: обком партии очень не радовался, когда у него росла статистика по религии.

Тихвинская церковь в Казани, 1971 год

Партийные власти были страшно обеспокоены тем, что каждый год рос спрос на иконки и крестики, а доходы 17 православных церквей ТАССР в 1969 году достигли полутора миллионов рублей (напомним для сравнения, первый секретарь обкома партии и ректор университета в те времена получали зарплату в 700 рублей). Правда, церковь была вынуждена отчислять примерно четверть своих доходов в Фонд мира (это был официальный способ отъема средств у организаций).

Бурнаевская мечеть, Казань, 1970-е

Что касается ислама, то к середине 1960-х в Татарии функционировали 72 мусульманских общины (правда, зарегистрированы из них в органах власти было только 11). Из незарегистрированных очень серьезно показывала себя бугульминская община. Она включала больше 200 верующих и целых 20 лет требовала, чтобы ей передали здание мечети — старинное, XIX века. Но сначала в здании много лет располагалась редакция городского радиоузла, а в 1977 году мечеть... снесли. А мусульманскую общину все-таки зарегистрировали через два года, в 1979-м.

В годы советской власти в ТАССР было только две мечети, которые никогда не закрывали — «Марджани» в Казани и Чистопольскую. Мечеть «Марджани» собирала на праздничные молитвы по нескольку тысяч человек — и это в 1970-е! Остальные мусульманские храмы в Казани, которым удалось спастись от разбора, служили самым разным целям. В Апанаевской мечети был детский сад, в Галеевской — гостиница, в «Иске-Таш» — школа, а потом склад, в Белой — и вовсе меховой цех.

Мечеть Марджани, 1970-е

Рост коллективных ходатайств об открытии мечетей наблюдался с конца 1960-х годов. Причем часто от имени общин выступали люди с огромными коммунистическими заслугами перед страной: например, в Альметьевске ходатаем служил старый революционер, орденоносец Давлетшин, а в рыбно-слободском селе Большая Елга мулла по фамилии Гайнуллин «по совместительству» был участником Гражданской войны и красным партизаном.

Республика столько лет боролась с богом, что к 70-м устала. Понемногу возвращалась жизнь в церкви, восстанавливались мечети. Людям оставляли право самостоятельно решать, во что верить и кому молиться (если, конечно, это не мешало основной идеологии — строительству коммунизма и любви к партии).


Людмила Губаева
Справка


Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу: gubaeva@realnoevremya.ru

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 241-я Фото: pastvu.com Советская власть относилась к религии, мягко говоря, прохладно. Обком партии к началу 70-х констатировал, что в ТАССР влияние религии на умы людей постепенно ослаблялось. Но затухание шло очень медленно. Еще Хрущев мечтал показать «последнего попа» по телевизору, но люди все равно продолжали ходить в немногие оставшиеся действующими храмы. И христианское, и мусульманское население продолжало отправлять культ и даже отмечать религиозные праздники. От имени Совета Министров республики за религией наблюдал Игорь Михалев, ассистент кафедры философии КАИ, референт правления Татарского общества «Знание». Он был пламенным борцом с религиозным дурманом, но даже ему, эрудированному, харизматичному и очень энергичному, не очень удавалось этот дурман развеять. К началу 70-х в республике уже закончилась кампания по сносу церквей: разве только на строительстве Камского промышленного узла приходилось избавляться от старинных храмов — какие-то церкви попадали в промзону и мешали здесь, а какие-то — в зону затопления водохранилища. Так что те церкви, которые дожили до последних двух десятилетий советской власти, чаще всего использовались в народном хозяйстве. Например, Варваринская церковь была отдана под кафедру компрессорных машин и установок КХТИ (благо, располагалась прямо напротив одного из корпусов института), в Благовещенском соборе размещался архив, в Петропавловском работал бильярд (!!!) и обсерватория. Не лучше дело обстояло с мечетями: их использовали под склады, под «офисы» разных учреждений — действительно работающих храмов в республике оставалось немного. Но они оставались! Введенская церковь в Казани, 1970-е годы К началу 1970-х годов в ТАССР действовали 13 православных церквей. В Казани их было всего три — Николо-Низская, Ярославских чудотворцев на Арском кладбище и Казанской иконы Божией Матери в Царицыно. По одной церкви — в Чистополе, Мензелинске и Мамадыше — и в селах в семи районах республики. Работали в них 47 служителей культа. При епархии была собственная свечная мастерская. Управлял этим небольшим церковным хозяйством архиепископ Казанский и Марийский Михаил Воскресенский. Ветеран обеих больших войн XX века, он был не менее грозным и эрудированным оратором, нежели его оппонент Михалев. По любому факту ущемления прав верующих архиепископ недолго думая ставил в известность прокуратуру — а по советским законам обижать «одурманенных» все-таки не рекомендовалось. А «одурманенных» хватало: например, еще к 1965 году в русских семьях крестили каждого третьего ребенка — и это при том, насколько сильно насаждался атеизм в стране! Плюс надо понимать, что цифры эти еще и занижались: обком партии очень не радовался, когда у него росла статистика по религии. Тихвинская церковь в Казани, 1971 год Партийные власти были страшно обеспокоены тем, что каждый год рос спрос на иконки и крестики, а доходы 17 православных церквей ТАССР в 1969 году достигли полутора миллионов рублей (напомним для сравнения, первый секретарь обкома партии и ректор университета в те времена получали зарплату в 700 рублей). Правда, церковь была вынуждена отчислять примерно четверть своих доходов в Фонд мира (это был официальный способ отъема средств у организаций). Бурнаевская мечеть, Казань, 1970-е Что касается ислама, то к середине 1960-х в Татарии функционировали 72 мусульманских общины (правда, зарегистрированы из них в органах власти было только 11). Из незарегистрированных очень серьезно показывала себя бугульминская община. Она включала больше 200 верующих и целых 20 лет требовала, чтобы ей передали здание мечети — старинное, XIX века. Но сначала в здании много лет располагалась редакция городского радиоузла, а в 1977 году мечеть. снесли. А мусульманскую общину все-таки зарегистрировали через два года, в 1979-м. В годы советской власти в ТАССР было только две мечети, которые никогда не закрывали — «Марджани» в Казани и Чистопольскую. Мечеть «Марджани» собирала на праздничные молитвы по нескольку тысяч человек — и это в 1970-е! Остальные мусульманские храмы в Казани, которым удалось спастись от разбора, служили самым разным целям. В Апанаевской мечети был детский сад, в Галеевской — гостиница, в «Иске-Таш» — школа, а потом склад, в Белой — и вовсе меховой цех. Мечеть Марджани, 1970-е Рост коллективных ходатайств об открытии мечетей наблюдался с конца 1960-х годов. Причем часто от имени общин выступали люди с огромными коммунистическими заслугами перед страной: например, в Альметьевске ходатаем служил старый революционер, орденоносец Давлетшин, а в рыбно-слободском селе Большая Елга мулла по фамилии Гайнуллин «по совместительству» был участником Гражданской войны и красным партизаном. Республика столько лет боролась с богом, что к 70-м устала. Понемногу возвращалась жизнь в церкви, восстанавливались мечети. Людям оставляли право самостоятельно решать, во что верить и кому молиться (если, конечно, это не мешало основной идеологии — строительству коммунизма и любви к партии). Людмила Губаева Справка Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу: gubaeva@realnoevremya.ru
Похожие новости
Как сбой в системе маркировки вызвал коллапс на фармрынке в России - «Медицина»

Система снабжения медикаментами споткнулась о мониторинг движения лекарственных препаратов: итоги недели с...

Подробнее 0
Иван Черемных: «Так и будем наблюдать рост цен на жилье или пора искать решения?» - «Инфраструктура»

ASG провела в Казани круглый стол о путях сотрудничества бизнеса и власти в интересах общества Фото: Максим...

Подробнее 0
«Заявлялись на один, а получаем другой». Операторам урезали аппетиты на мусорный тариф - «Инфраструктура»

Двукратный рост тарифов на ТБО «подавили» силой: «Гринту» и ПЖКХ лишили инвестиционной надбавки на 20...

Подробнее 0
Квартиры в Костроме снова взлетели в цене - «Недвижимость»

Фото: pixabay.com Особенно новые. В Костроме выросли цены на комфорт, Результаты очередного исследования...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 69-я Фото: из фондов Государственного архива РТ...

Подробнее 26-окт-2019

«Великая Татария» казанского историка. Часть 24-я Фото: gdb.rferl.org Научный руководитель Института истории...

Подробнее 19-сен-2020

Ярослав Пилипчук полагает, что большинство венгерско-башкирских параллелей неоправданны Фото: wikipedia.org...

Подробнее 06-апр-2018

Отрывки из книги «Хроника тюрко-татарских государств». Часть 17 Фото: wikipedia.org (Вторжение Святослава....

Подробнее 31-дек-2018

Расписание концертов, выставок, работы катков, мероприятий для детей в Казани и за городом Фото: Максим...

Подробнее 31-дек-2017

Колонка историка к 200-летию исламского богослова Фото: Олег Тихонов Сегодня исполняется 200 лет выдающемуся...

Подробнее 16-янв-2018

Англичанин открывает Россию конца XIX века. Часть 3: Уфа, станция Аша и Миньярский завод Фото: rb21vek.com В...

Подробнее 22-янв-2018

«География Мокрой слободы» краеведа Алексея Клочкова. Часть 19-я Фото: Вид на Мокрую и Ямскую слободы с...

Подробнее 28-апр-2020

Яндекс.Метрика