Фотомарафон «100-летие ТАССР»: комсомольцы приехали на строительство КАМАЗа, начало 1970-х - «История»
История 21-03-2020, 07:00 Елизар 129 0
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 216-я

Ударная комсомольская стройка — термин, который использовался в СССР по отношению к важнейшим возводимым объектам. Шефство над ними брали организации ВЛКСМ. Одной из таких строек, имевшей высочайшую значимость для страны, был, конечно же, КАМАЗ.
Автозавод в Челнах объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой 24 января 1970 года. Сюда стекались юноши и девушки со всех концов страны, со всех республик СССР. Вносили свою лепту и стройотряды, но многие направлялись сюда по разнарядке. Прибывали и поездами до ближайшей станции, и, конечно, по Каме.

Приезжали и зимой, и летом. Везли с собой скромные чемоданчики, устраивались во временных бараках — и становились строителями легендарного предприятия, которое потом станет одним из флагманов промышленности всего Союза.
Вообще, строительство КАМАЗа началось в 1969 году по постановлению, подписанному первыми лицами государства. Челны выбрали из 70 городов страны — этому очень поспособствовал Фикрят Табеев, который руководил тогда Татарией. Именно сюда и начали выписывать комсомольские путевки. Надо понимать, силой никого не гнали: участие в стройке было добровольным. 

Если до КАМАЗа в Челнах жили 27 тысяч человек, то за десять лет до начала 1980-х население увеличилось кратно. Только в 1970 году сюда приехали 20 тысяч человек, и потом каждый год добавлялось по 30 тысяч. По плану Челны должны были вырасти до 200 тысяч, но стали полумиллионным городом, молодым, красивым и сильным.
Люди здесь оседали — но строить им приходилось не только завод, но и сам город. На смену провинциальному камскому городку вырос многоэтажный промышленный центр. Но это было потом. А пока первых строителей завода расселяли по окрестным колхозам, подселяли в семьи, в общежития и бараки, во времянки и чуть ли не землянки. Но поскольку город рос очень быстро, то новое жилье и новую жизнь обрели здесь десятки тысяч семей.

Людмила Губаева
Справка
За помощь в подготовке материала редакция благодарит пресс-службу ПАО «КАМАЗ».
Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru
Ваша реклама
Другие новости
Облако тэгов
Ваш Выбор Инноваций
Будни казанских рабочих до революции. Часть 2: забастовки, послабления и новые санкции Фото:...
Подробнее 08-мая-2018«Реальное время» публикует новый отрывок из мемуаров директора Института истории им. Ш. Марджани Фото:...
Подробнее 09-дек-2017Из книги «…Окаянная дщерь Златой орды...»: к 750-летию Улуса Джучи. Часть 3 Фото: Хан Менгу-Тимур. Кадр из...
Подробнее 09-апр-2019Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 81-я Фото: из фондов Государственной библиотеки...
Подробнее 07-ноя-2019История польской общины в татарстанской столице. Часть 2 Фото: Артур Гротгер. Путь в Сибирь Краевед и...
Подробнее 22-сен-2017В столице РТ пытаются включить работу бывшего профессора каирского университета «Аль-Азхар» в перечень...
Подробнее 15-ноя-2017«Исторический путь татар» казанского ученого. Часть 37-я Фото: wikipedia.org Научный руководитель Института...
Подробнее 08-авг-2021Как на заседании Группы стратегического видения «Россия — Исламский мир» вспомнили заслуги первого...
Подробнее 29-ноя-2019


