Фотомарафон «100-летие ТАССР»: парусные гонки на Казанке, начало 1970-х годов - «История»
История 9-03-2020, 07:00 Wood 119 0
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 204-я

Парусный спорт в Казани начался еще до революции: в 1913 году земский начальник 2-го участка Свияжского уезда А.Т. Орлов, а также К.Н. Винокуров и С.А. Гордеев учредили Казанский яхт-клуб. Устав списали с соседей: к тому времени уже существовал Самарский яхт-клуб.
Учреждение было солидное: почетными и пожизненными членами яхт-клуба были казанский губернатор, вице-губернатор, командующий войсками Казанского военного гарнизона и начальник Казанского округа путей сообщения.
После революции было совсем не до того, а вот настоящий парусный спорт пришел в ТАССР уже после того, как Волга стала каскадом водохранилищ — с приходом так называемой «Большой Волги». В 1957—59 годах возникла парусная секция завода имени Горбунова, около 1960 года родился морской клуб ДОСААФ, в 1968-м — парусная секция КАИ, объединенная с заводом ЭВМ, КНИИ РЭ, КХТИ, в 1965—67 годах появилась секция СК им. Воровского, в 1971 году — секция завода «Радиоприбор» (впоследствии КФК «Электрон»), в 1980—90 годы — яхт-клуб «Рубин» (впоследствии СДЮСШ «Авиатор») и, наконец, Центр парусного спорта и туризма на полуострове «Локомотив».

В 1960—1970 годах парусный спорт в Казани развивался очень бурно. Этот вид спорта поддерживали многие: начиная от директоров предприятий и заканчивая ректорами вузов. Очень помогал и городской спорткомитет. Поддержку оказывали и моральную, и материальную. Вузы и предприятия помогали и создавать спортивные базы на акватории Волги и Казанки, и даже покупать суда и инвентарь.
В Федерации парусного спорта республики работали настоящие фанатики своего дела. И республика в этом смысле имела большой вес: например, представителям казанской Федерации предоставили право присутствовать в качестве наблюдателей на парусной регате в Таллине в 1980-м (именно там проходили парусные гонки в рамках Олимпиады-1980).

Завод имени Горбунова организовал свою парусную секцию. Это произошло благодаря Михаилу Великанову и Георгию Прянишникову, за плечами которых были парусные школы Москвы и Белого моря. Покупку первых семи яхт инициировали председатель профкома завода Закутаев Н.А. и председатель туристической секции Фролов М.В. Летом 1957 года первые яхты появились на водной станции завода. Молодежь активно потянулась к парусу.
Сезон 1959 года ознаменовался матчевой встречей яхтсменов городов Казани и
Зеленодольска. Заводскую команду представляли 3 экипажа. Именно тогда в секции оформился впоследствии первый в Казани женский экипаж. В конце того же сезона состоялась матчевая встреча яхтсменов Казани и Чебоксар, ставшая впоследствии традиционной.

Лодочная база СК им. Воровского была одной из множества стоянок по берегам Казанки и Волги. Недоступность владения автомобилем — символом жизненного успеха — для большинства населения и серийное производство алюминиевых лодок авиационными предприятиями в семидесятые годы сделало «казанки» чрезвычайно популярными. Когда десятки моторок рыбаков и владельцев прибрежных садовых участков одновременно в воскресенье к вечеру возвращались в город, над рекой стоял гул и стелился сизый дым.

Людмила Губаева
Справка
За помощь в подготовке материала редакция благодарит Виктора и Бориса Петуховых.
Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru.
Ваша реклама
Другие новости
Облако тэгов
Ваш Выбор Инноваций
Турция после государственного переворота 1960 года Фото: haber7.com Казанский исследователь Булат Ногманов...
Подробнее 06-окт-2019Татары и Гражданская война: часть 2 Фото: Олег Тихонов 100 лет назад в России происходили бурные события...
Подробнее 19-июл-2018Татарские огороды Минска, исламские святыни Гродненской области и места боевой славы предков ждут туристов...
Подробнее 26-мая-2018Татарское и башкирское влияние на казахскую литературу. Часть 1 Фото: pushkinlibrary.kz С 1920 по 1925 годы...
Подробнее 05-мар-2019Туризм в Татарстане: 3 миллиона туристов, падение трафика в Казанский кремль и весеннее падение загрузки в...
Подробнее 23-янв-2018«Мозаика воспоминаний» татарстанского историка. Часть 20-я Фото: tatmitropolia.ru Директор Института истории...
Подробнее 28-мар-2020Конференция к юбилею исламского богослова: не принятый имамом потомок Марджани, наставники казахов и...
Подробнее 21-сен-2018Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 149-я Фото: из фондов Музея нефти (НГДУ...
Подробнее 14-янв-2020


