Фотомарафон «100-летие ТАССР»: руководство СССР на открытии Декады татарской литературы и искусства, 1957 год - «История» » Ваш Выбор Инноваций

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: руководство СССР на открытии Декады татарской литературы и искусства, 1957 год - «История»

История 22-01-2020, 07:00 Cook 134 0

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 157-я


Фотомарафон «100-летие ТАССР»: руководство СССР на открытии Декады татарской литературы и искусства, 1957 год - «История»
Фото: из архивов ТГАТ им. Г. Камала


26 ноября 1955 года Совет Министров СССР постановил провести в 1957 году Декаду татарской литературы и искусства в Москве. С 7 декабря Татарский обком КПСС начал подготовку.


К 1957 году культурная сфера республики была уже очень хорошо развита. В ТАССР было 2 426 клубов, 9 театров, 7 музеев, 2 730 библиотек. А при клубах и избах-читальнях Татарии работали 1 110 хоровых, 716 танцевальных, 1 747 драматических и других кружков для детей и взрослых. Интересно, что к декаде готовились и профессиональные коллективы, и самодеятельные.

Были и проблемы. Так, обком требовал, чтобы в Москве были представлены произведения, отражающие проблематику современности, соцреализм в его самом прямом выражении. Изрядно «прижали» театры: пьесы Исанбета и Файзи объявили идеологически извращенными, в произведениях писателей на бытовые темы постоянно находили признаки «национализма». Поэтому специально к декаде было велено написать и поставить современные пьесы: «Юность Буревестника» М. Елизаровой о Горьком, «Бессмертная песнь» Р. Ишмуратова о Мусе Джалиле и даже пьеса учителя Мензелинской школы Ю. Минова о труде нефтяников (!) «Неписаные законы».

Артисты театра им. Г. Камала приехали в Москву на Декаду татарской литературы и искусства, 1957 год

Требование отразить нефтяные достижения республики было отдельным, особенным и обязательным к исполнению: так планировалось подчеркнуть вклад ТАССР в социально-экономическое развитие страны. Организовали даже самодеятельный коллектив нефтяников из 80 человек. Писателям тоже спустили соответствующие директивы, и Ибрагим Гази написал роман «Обыкновенные люди» о тяжелой работе нефтяников, а Шайхи Маннуру пришлось наваять поэму «Прекрасная дочь матери-земли». В Союзе художников трудились над соответствующими полотнами — на это бросили аж 41 человека! Среди произведений, созданных татарскими художниками к декаде было, к примеру, эпическое полотно «Обмен творческим опытом между нефтяниками Татарии и Китая», над которым работали трое творцов: Семенов, Усманов и Либкинд. Были и курьезы: так, тема Сабантуя не прошла через сито идеологического отбора, потому что она была ведущей на декаде соседей: Башкирской АССР.

В оппозицию этой установке встали писатель Амирхан Еники («Наша работа творческая, ее нельзя администрировать!»), председатель Союза композиторов Назиб Жиганов (отказавшийся писать песню о партии, сославшись на то, что имеющиеся стихи его не вдохновляют, а без вдохновения он писать не может).

В 1956 году провели смотр сельской художественной самодеятельности, на котором выбрали 5 сельских хоровых коллективов, которые и поехали в Москву.

Артисты Татарской государственной филармонии на декаде, 1957 год. Фото из архивов Татарской государственной филармонии им. Г. Тукая

Смета на поездку татарского культурного десанта в Москву постоянно менялась. Сначала на это заложили 8 185,7 рубля, потом ее сократили до 5 303. Правда, потом фактические расходы на подготовку и проведение декады составили 6 984,2 рубля, из которых 1 699 пошли в театры — на декорации и костюмы к спектаклям. Интересно, что колоссальный бюджет был потрачен на мероприятия по рекламе: 9400 рублей были выделены на оформление афиш и плакатов театральных постановок.

В итоге на декаду в Москву поехали 30 театральных и других коллективов — 1 293 человека! Прошла она с большим успехом. Спектакли и концерты посетили около 140 тысяч зрителей. Открытие и закрытие прошло в Большом театре, на них присутствовало высшее руководство страны, включая Никиту Хрущева (это отражено на первой фотографии материала).

Театр оперы и балета показал в Москве 12 спектаклей, Татарский государственный академический театр им. Г. Камала — 14, Казанский русский драматический театр имени В. И. Качалова — 3. Впервые в национальных декадах было представлено творчество непрофессионального колхозно-совхозного театра из Мензелинска.

Список коллективов-участников Декады, 1957 год. Фото из архивов Татарского государственного театра оперы и балета им. Мусы Джалиля

28—30 мая в залах им. П.И. Чайковского и Колонном зале Дома Союзов состоялись симфонические концерты. Лучшие произведения татарских композиторов исполняли Государственный симфонический оркестр СССР и многочисленные татарские коллективы: филармония, ансамбль песни и танца, симфонический оркестр, эстрадный оркестр под руководством Олега Лундстрема. Было дано 24 концерта!

Сцена из оперы «Самат», показанной на декаде, 1957 год. Фото из архивов Татарского государственного театра оперы и балета им. Мусы Джалиля

На выставке изобразительного искусства Татарской АССР показали 684 работы — и живопись, и скульптуру, и графику, и театрально-декорационную живопись, и даже 100 работ народного творчества.

А потом раздавали «всем сестрам по серьгам»: по итогам декады театр им. Г. Камала наградили орденом Ленина, театр Качалова — орденом Трудового Красного Знамени. 580 человек получили высшие государственные награды, еще 88 удостоили званий различного уровня.

Это событие колоссального масштаба дало республике очень много: за время подготовки многие библиотеки и дома культуры сделали ремонт в залах для репетиций, все казанские театры смогли обновить декорации и костюмы. В 1957 году на улице Чернышевского построили дом, все квартиры в котором дали работникам науки и культуры, а на улице Куйбышева (ныне Пушкина) поставили тот самый знаменитый памятник Тукаю работы Садри Ахуна.

Подготовка к декаде, несмотря на бюрократические препоны, была самым ярким проявлением «оттепели» в культурной жизни в республике. После того, как она прошла, контроль за культурой, к сожалению, снова усилился.


Людмила Губаева
Справка


За помощь в подготовке материала редакция благодарит Татарский государственный академический театр им. Г. Камала, Татарскую государственную филармонию имени Г.Тукая, Татарский государственный театр оперы и балета им. М. Джалиля.

Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 157-я Фото: из архивов ТГАТ им. Г. Камала 26 ноября 1955 года Совет Министров СССР постановил провести в 1957 году Декаду татарской литературы и искусства в Москве. С 7 декабря Татарский обком КПСС начал подготовку. К 1957 году культурная сфера республики была уже очень хорошо развита. В ТАССР было 2 426 клубов, 9 театров, 7 музеев, 2 730 библиотек. А при клубах и избах-читальнях Татарии работали 1 110 хоровых, 716 танцевальных, 1 747 драматических и других кружков для детей и взрослых. Интересно, что к декаде готовились и профессиональные коллективы, и самодеятельные. Были и проблемы. Так, обком требовал, чтобы в Москве были представлены произведения, отражающие проблематику современности, соцреализм в его самом прямом выражении. Изрядно «прижали» театры: пьесы Исанбета и Файзи объявили идеологически извращенными, в произведениях писателей на бытовые темы постоянно находили признаки «национализма». Поэтому специально к декаде было велено написать и поставить современные пьесы: «Юность Буревестника» М. Елизаровой о Горьком, «Бессмертная песнь» Р. Ишмуратова о Мусе Джалиле и даже пьеса учителя Мензелинской школы Ю. Минова о труде нефтяников (!) «Неписаные законы». Артисты театра им. Г. Камала приехали в Москву на Декаду татарской литературы и искусства, 1957 год Требование отразить нефтяные достижения республики было отдельным, особенным и обязательным к исполнению: так планировалось подчеркнуть вклад ТАССР в социально-экономическое развитие страны. Организовали даже самодеятельный коллектив нефтяников из 80 человек. Писателям тоже спустили соответствующие директивы, и Ибрагим Гази написал роман «Обыкновенные люди» о тяжелой работе нефтяников, а Шайхи Маннуру пришлось наваять поэму «Прекрасная дочь матери-земли». В Союзе художников трудились над соответствующими полотнами — на это бросили аж 41 человека! Среди произведений, созданных татарскими художниками к декаде было, к примеру, эпическое полотно «Обмен творческим опытом между нефтяниками Татарии и Китая», над которым работали трое творцов: Семенов, Усманов и Либкинд. Были и курьезы: так, тема Сабантуя не прошла через сито идеологического отбора, потому что она была ведущей на декаде соседей: Башкирской АССР. В оппозицию этой установке встали писатель Амирхан Еники («Наша работа творческая, ее нельзя администрировать!»), председатель Союза композиторов Назиб Жиганов (отказавшийся писать песню о партии, сославшись на то, что имеющиеся стихи его не вдохновляют, а без вдохновения он писать не может). В 1956 году провели смотр сельской художественной самодеятельности, на котором выбрали 5 сельских хоровых коллективов, которые и поехали в Москву. Артисты Татарской государственной филармонии на декаде, 1957 год. Фото из архивов Татарской государственной филармонии им. Г. Тукая Смета на поездку татарского культурного десанта в Москву постоянно менялась. Сначала на это заложили 8 185,7 рубля, потом ее сократили до 5 303. Правда, потом фактические расходы на подготовку и проведение декады составили 6 984,2 рубля, из которых 1 699 пошли в театры — на декорации и костюмы к спектаклям. Интересно, что колоссальный бюджет был потрачен на мероприятия по рекламе: 9400 рублей были выделены на оформление афиш и плакатов театральных постановок. В итоге на декаду в Москву поехали 30 театральных и других коллективов — 1 293 человека! Прошла она с большим успехом. Спектакли и концерты посетили около 140 тысяч зрителей. Открытие и закрытие прошло в Большом театре, на них присутствовало высшее руководство страны, включая Никиту Хрущева (это отражено на первой фотографии материала). Театр оперы и балета показал в Москве 12 спектаклей, Татарский государственный академический театр им. Г. Камала — 14, Казанский русский драматический театр имени В. И. Качалова — 3. Впервые в национальных декадах было представлено творчество непрофессионального колхозно-совхозного театра из Мензелинска. Список коллективов-участников Декады, 1957 год. Фото из архивов Татарского государственного театра оперы и балета им. Мусы Джалиля 28—30 мая в залах им. П.И. Чайковского и Колонном зале Дома Союзов состоялись симфонические концерты. Лучшие произведения татарских композиторов исполняли Государственный симфонический оркестр СССР и многочисленные татарские коллективы: филармония, ансамбль песни и танца, симфонический оркестр, эстрадный оркестр под руководством Олега Лундстрема. Было дано 24 концерта! Сцена из оперы «Самат», показанной на декаде, 1957 год. Фото из архивов Татарского государственного театра оперы и балета им. Мусы Джалиля На выставке изобразительного искусства Татарской АССР показали 684 работы — и живопись, и скульптуру, и графику, и театрально-декорационную живопись, и даже 100 работ народного творчества. А потом раздавали «всем сестрам по серьгам»: по итогам декады театр им. Г. Камала наградили орденом Ленина, театр Качалова — орденом Трудового Красного Знамени. 580 человек получили высшие государственные награды, еще 88 удостоили званий различного уровня. Это событие колоссального масштаба дало республике очень много: за время подготовки многие библиотеки и дома культуры сделали ремонт в залах для репетиций, все казанские театры смогли обновить декорации и костюмы. В 1957 году на улице Чернышевского построили дом, все квартиры в котором дали работникам науки и культуры, а на улице Куйбышева (ныне Пушкина) поставили тот самый знаменитый памятник Тукаю работы Садри Ахуна. Подготовка к декаде, несмотря на бюрократические препоны, была самым ярким проявлением «оттепели» в культурной жизни в республике. После того, как она прошла, контроль за культурой, к сожалению, снова усилился. Людмила Губаева Справка За помощь в подготовке материала редакция благодарит Татарский государственный академический театр им. Г. Камала, Татарскую государственную филармонию имени Г.Тукая, Татарский государственный театр оперы и балета им. М. Джалиля. Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru
Похожие новости
Печенежские набеги: предполагаемая столица в Ташкенте и связи с башкирами, аланами и булгарами - «История»

Тайна происхождения и поиски новых территорий необычного союза тюркских племен. Часть 2 Фото: Carpodacus /...

Подробнее 0
На Урале запустят сервис аренды жилья, бесплатный для собственников - «Новости регионов»

Наталия Швабауэр Источник: Российская газета В Екатеринбурге запустят сервис аренды жилья, бесплатный для...

Подробнее 0
«Дачу Сердюкова» продали отмывочной конторе - «Недвижимость»

Министр обороны Анатолий Сердюков оказался в центре криминально-имущественного скандала. 25 октября...

Подробнее 0
В КФУ открываются новые востоковедные магистерские программы - «Образование»

Под программы выделяется 50 бюджетных мест Фото: Пресс-служба КФУ Возможность уверенного взаимодействия с...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

Из книги востоковеда-татарофила о влиянии татар на жизнь русского народа. Часть 29 Известный российский...

Подробнее 11-мая-2020

В годы войны Зинаида Бушуева обрела дом в Татарстане, построила семью и вот уже 20 лет ездит по стране Фото:...

Подробнее 12-мар-2020

«Главная мечеть Татарстана» и ее недостатки Фото: Максим Платонов Председатель Центра исламской культуры...

Подробнее 06-апр-2019

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 131-я Фото: из семейного архива Елены Мироновой...

Подробнее 27-дек-2019

Историк Михаил Безнин — о «годе великого перелома» и его последствиях Фото: cultinfo.ru 90 лет назад, 20...

Подробнее 19-окт-2019

Молодежь была главной надеждой и опорой партии. Именно на новое поколение, взращенное в русле...

Подробнее 07-авг-2021

Победители конкурса на лучший облик казанского торгового центра пришли за советом, а нарвались на критику...

Подробнее 08-ноя-2019

Зачем солист Марийского театра оперы и балета хочет вернуть своему народу старинный экзоним Фото: кадр из...

Подробнее 04-ноя-2020

Яндекс.Метрика