Фотомарафон «100-летие ТАССР»: обед стройбатовцев на строительстве Лениногорска, 1952 год - «История» » Ваш Выбор Инноваций

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: обед стройбатовцев на строительстве Лениногорска, 1952 год - «История»

История 20-12-2019, 07:00 Поликсена 113 0

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 124-я


Фотомарафон «100-летие ТАССР»: обед стройбатовцев на строительстве Лениногорска, 1952 год - «История»
Фото: из фондов Лениногорского краеведческого музея


В 1950 году в селе Новая Письмянка Ново-Письмянского района были образованы тресты «Бугульманефть» и «Татбурнефть». Рядом с селом начал строиться новый рабочий поселок нефтяников. Жители назвали его Зеленогорском. 18 августа 1955 года поселок был преобразован в город республиканского подчинения и переименован. Так родился Лениногорск.


Первоначально строительством занимался строительно-монтажный трест «Бугульманефтестрой» (в последующем «Лениногорскнефтестрой»). Серьезное участие в строительстве принимали дорожно-строительные части Советской Армии: например, военная часть 2837. В ее составе приехал в строящийся поселок Александр Платонович Верхозин.

Первые бараки будущего города, начало 1950-х. Фото из фондов Лениногорского краеведческого музея

Город строили с нуля, среди холмов и перелесков. Нефтяники стекались сюда десятками тысяч, со всех республик и областей Советского Союза. Всем им нужно было где-то жить, потому что нефтепромысел развивался стремительными, рекордными темпами. Сначала здесь стояли палатки, потом — хлипкие бараки, потом — щитовые дома, но строительство шло рекордными темпами. За первые 5 лет в Зеленогорске построили 126,5 тысячи квадратных метров жилья. Одни из первых 75 домов были построены и сданы за первое полугодие 1951 года.

Первые жители Зеленогорска на фоне палатки, 1951 год. Фото из фондов Лениногорского краеведческого музея

В 1956 году в городе появился телефон: на улице Мичурина смонтировали первый коммутатор ручного обслуживания на 600 номеров. Его обслуживанием занимались 6 телефонисток. Перебравшись из палаток, люди заводили семьи, в молодом городе рождались дети. Многие привозили семьи с собой, поэтому нужно было построить сразу несколько школ.

Строительство школы №2, 1953 год. Фото из фондов Лениногорского краеведческого музея

Первые пять школ ввели в эксплуатацию за первые 5 лет строительства города. Социальную инфраструктуру пытались развивать, как могли: будучи еще совсем юным, Зеленогорск получил клуб «Нефтяник», пожарное депо, больничный городок, хлебозавод и библиотеку. И все это — только за первые пять лет. После 1955 года, уже в статусе города, уже под новым именем, Лениногорск продолжал развиваться не менее активно.

Тем временем Александр Платонович Верхозин в составе своей войсковой части, вместе с коллегами-стройбатовцами строил в городе дороги, прокладывал их до той самой исторической скважины №3, которая дала старт разработке Ромашкинского месторождения. А дорог нужно было строить очень много: чего стоило только протянуть их от Лениногорска в Бугульму!

Стройбатовцы на строительстве дороги в Бугульму, 1952 год. Фото из фондов Лениногорского краеведческого музея

Александр Платонович после демобилизации остался здесь, в городе, который рождался буквально под его руками. Он работал мастером, потом прорабом, потом — начальником участка в различных дорожно-строительных организациях. Долгое время возглавлял УМС №10 треста «Строймеханизация». В 1995 году, в честь 40-летия города, ему было присвоено звание почетного гражданина Лениногорска.


Людмила Губаева
Справка


За помощь в подготовке материала редакция благодарит Лениногорский краеведческий музей.

Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 124-я Фото: из фондов Лениногорского краеведческого музея В 1950 году в селе Новая Письмянка Ново-Письмянского района были образованы тресты «Бугульманефть» и «Татбурнефть». Рядом с селом начал строиться новый рабочий поселок нефтяников. Жители назвали его Зеленогорском. 18 августа 1955 года поселок был преобразован в город республиканского подчинения и переименован. Так родился Лениногорск. Первоначально строительством занимался строительно-монтажный трест «Бугульманефтестрой» (в последующем «Лениногорскнефтестрой»). Серьезное участие в строительстве принимали дорожно-строительные части Советской Армии: например, военная часть 2837. В ее составе приехал в строящийся поселок Александр Платонович Верхозин. Первые бараки будущего города, начало 1950-х. Фото из фондов Лениногорского краеведческого музея Город строили с нуля, среди холмов и перелесков. Нефтяники стекались сюда десятками тысяч, со всех республик и областей Советского Союза. Всем им нужно было где-то жить, потому что нефтепромысел развивался стремительными, рекордными темпами. Сначала здесь стояли палатки, потом — хлипкие бараки, потом — щитовые дома, но строительство шло рекордными темпами. За первые 5 лет в Зеленогорске построили 126,5 тысячи квадратных метров жилья. Одни из первых 75 домов были построены и сданы за первое полугодие 1951 года. Первые жители Зеленогорска на фоне палатки, 1951 год. Фото из фондов Лениногорского краеведческого музея В 1956 году в городе появился телефон: на улице Мичурина смонтировали первый коммутатор ручного обслуживания на 600 номеров. Его обслуживанием занимались 6 телефонисток. Перебравшись из палаток, люди заводили семьи, в молодом городе рождались дети. Многие привозили семьи с собой, поэтому нужно было построить сразу несколько школ. Строительство школы №2, 1953 год. Фото из фондов Лениногорского краеведческого музея Первые пять школ ввели в эксплуатацию за первые 5 лет строительства города. Социальную инфраструктуру пытались развивать, как могли: будучи еще совсем юным, Зеленогорск получил клуб «Нефтяник», пожарное депо, больничный городок, хлебозавод и библиотеку. И все это — только за первые пять лет. После 1955 года, уже в статусе города, уже под новым именем, Лениногорск продолжал развиваться не менее активно. Тем временем Александр Платонович Верхозин в составе своей войсковой части, вместе с коллегами-стройбатовцами строил в городе дороги, прокладывал их до той самой исторической скважины №3, которая дала старт разработке Ромашкинского месторождения. А дорог нужно было строить очень много: чего стоило только протянуть их от Лениногорска в Бугульму! Стройбатовцы на строительстве дороги в Бугульму, 1952 год. Фото из фондов Лениногорского краеведческого музея Александр Платонович после демобилизации остался здесь, в городе, который рождался буквально под его руками. Он работал мастером, потом прорабом, потом — начальником участка в различных дорожно-строительных организациях. Долгое время возглавлял УМС №10 треста «Строймеханизация». В 1995 году, в честь 40-летия города, ему было присвоено звание почетного гражданина Лениногорска. Людмила Губаева Справка За помощь в подготовке материала редакция благодарит Лениногорский краеведческий музей. Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru
Похожие новости
Хронология военной спецоперации: самое важное за 1 апреля - «Инфраструктура»

Важные события 37-го дня специальной военной операции России на Украине Фото: скриншот видео Минобороны...

Подробнее 0
Как «кидают» при найме жилья - «Недвижимость»

«Понаехали», - ворчит очередной коренной москвич в аж втором (!!!) поколении, недобро озираясь на парочку...

Подробнее 0
Монополия на кадастр - «Недвижимость»

Государство монополизирует кадастровую оценку Рустем Фаляхов, Павел Чернышов А. Грибовский и Д. Чернов...

Подробнее 0
Несчастливое место: в больнице Агрыза раненый истек кровью — хирург вину не признает - «Медицина»

По версии следствия, врач зашил рану, но не зашил поврежденную ударом ножа вену — пациент умер от...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

Французский историк XVIII века знакомит мир с татарами. Часть 3 Фото: vokrugsveta.ru (Казанские татары....

Подробнее 02-окт-2017

Трансформация «кочевого народа приятной внешности». Легенда об олене, булгарские родственники и гуннские...

Подробнее 20-сен-2018

Изнанка Казани в центре города Фото: Рыбная площадь до постройки трамвайных путей. Фото 1891 г. Вышла в свет...

Подробнее 05-окт-2018

Какой была татарская музыка в прошлом столетии — как в Москве готовили лучших певцов казанской эстрады и...

Подробнее 20-янв-2022

История польской общины в татарстанской столице. Часть 2 Фото: Артур Гротгер. Путь в Сибирь Краевед и...

Подробнее 22-сен-2017

ДУМ РТ представил шрифт на основе первого, самого популярного издания Корана 1803 года Фото: dumrt.ru...

Подробнее 19-окт-2021

Советский диссидент и социолог: о немецких деньгах большевиков, метаниях националистов и статусе татарского...

Подробнее 25-окт-2017

От первой «Волги» до самых редких моделей Горьковского автозавода Фото: Максим Платонов 15 октября 1956 года...

Подробнее 10-окт-2020

Яндекс.Метрика