Фотомарафон «100-летие ТАССР»: обед стройбатовцев на строительстве Лениногорска, 1952 год - «История»
История 20-12-2019, 07:00 Поликсена 113 0
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 124-я

В 1950 году в селе Новая Письмянка Ново-Письмянского района были образованы тресты «Бугульманефть» и «Татбурнефть». Рядом с селом начал строиться новый рабочий поселок нефтяников. Жители назвали его Зеленогорском. 18 августа 1955 года поселок был преобразован в город республиканского подчинения и переименован. Так родился Лениногорск.
Первоначально строительством занимался строительно-монтажный трест «Бугульманефтестрой» (в последующем «Лениногорскнефтестрой»). Серьезное участие в строительстве принимали дорожно-строительные части Советской Армии: например, военная часть 2837. В ее составе приехал в строящийся поселок Александр Платонович Верхозин.

Город строили с нуля, среди холмов и перелесков. Нефтяники стекались сюда десятками тысяч, со всех республик и областей Советского Союза. Всем им нужно было где-то жить, потому что нефтепромысел развивался стремительными, рекордными темпами. Сначала здесь стояли палатки, потом — хлипкие бараки, потом — щитовые дома, но строительство шло рекордными темпами. За первые 5 лет в Зеленогорске построили 126,5 тысячи квадратных метров жилья. Одни из первых 75 домов были построены и сданы за первое полугодие 1951 года.

В 1956 году в городе появился телефон: на улице Мичурина смонтировали первый коммутатор ручного обслуживания на 600 номеров. Его обслуживанием занимались 6 телефонисток. Перебравшись из палаток, люди заводили семьи, в молодом городе рождались дети. Многие привозили семьи с собой, поэтому нужно было построить сразу несколько школ.

Первые пять школ ввели в эксплуатацию за первые 5 лет строительства города. Социальную инфраструктуру пытались развивать, как могли: будучи еще совсем юным, Зеленогорск получил клуб «Нефтяник», пожарное депо, больничный городок, хлебозавод и библиотеку. И все это — только за первые пять лет. После 1955 года, уже в статусе города, уже под новым именем, Лениногорск продолжал развиваться не менее активно.
Тем временем Александр Платонович Верхозин в составе своей войсковой части, вместе с коллегами-стройбатовцами строил в городе дороги, прокладывал их до той самой исторической скважины №3, которая дала старт разработке Ромашкинского месторождения. А дорог нужно было строить очень много: чего стоило только протянуть их от Лениногорска в Бугульму!

Александр Платонович после демобилизации остался здесь, в городе, который рождался буквально под его руками. Он работал мастером, потом прорабом, потом — начальником участка в различных дорожно-строительных организациях. Долгое время возглавлял УМС №10 треста «Строймеханизация». В 1995 году, в честь 40-летия города, ему было присвоено звание почетного гражданина Лениногорска.
Людмила Губаева
Справка
За помощь в подготовке материала редакция благодарит Лениногорский краеведческий музей.
Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru
Ваша реклама
Другие новости
Облако тэгов
Ваш Выбор Инноваций
Французский историк XVIII века знакомит мир с татарами. Часть 3 Фото: vokrugsveta.ru (Казанские татары....
Подробнее 02-окт-2017Трансформация «кочевого народа приятной внешности». Легенда об олене, булгарские родственники и гуннские...
Подробнее 20-сен-2018Изнанка Казани в центре города Фото: Рыбная площадь до постройки трамвайных путей. Фото 1891 г. Вышла в свет...
Подробнее 05-окт-2018Какой была татарская музыка в прошлом столетии — как в Москве готовили лучших певцов казанской эстрады и...
Подробнее 20-янв-2022История польской общины в татарстанской столице. Часть 2 Фото: Артур Гротгер. Путь в Сибирь Краевед и...
Подробнее 22-сен-2017ДУМ РТ представил шрифт на основе первого, самого популярного издания Корана 1803 года Фото: dumrt.ru...
Подробнее 19-окт-2021Советский диссидент и социолог: о немецких деньгах большевиков, метаниях националистов и статусе татарского...
Подробнее 25-окт-2017От первой «Волги» до самых редких моделей Горьковского автозавода Фото: Максим Платонов 15 октября 1956 года...
Подробнее 10-окт-2020


