Фотомарафон «100-летие ТАССР»: мальчик с медвежонком на улицах Казани, 1926 год - «История» » Ваш Выбор Инноваций

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: мальчик с медвежонком на улицах Казани, 1926 год - «История»

История 23-09-2019, 07:00 Тихон 118 0

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 36-я


Фотомарафон «100-летие ТАССР»: мальчик с медвежонком на улицах Казани, 1926 год - «История»


После голода и эпидемий начала первого десятилетия существования Татреспублики нужно было решать одну из очень важных проблем: попытаться уберечь детей и подростков, дать им образование и увести с улицы. Многие остались без родителей, за кем-то никто не успевал присматривать. Детство для многих кончалось очень рано: десяткам тысяч беспризорников республики приходилось «христарадничать», бродяжничать, воровать, выживать любой ценой.


Даже подростки, которые имели семьи, часто вынуждены были зарабатывать себе на жизнь. Например, в Казани в середине 1920-х было много цыган. Их дети очень активно включались в «трудовую жизнь» группы, и водить по улицам дрессированного медвежонка было еще вполне почтенным занятием, по сравнению с попрошайничеством и воровством кошельков.

Что же касается беспризорности, то масштабы проблемы были огромны. 16 октября 1925 года на заседании президиума ЦИКа АТССР говорилось о том, что беспризорных детей в республике было более 40 000 (и это только официальная статистика). Детские приемники и распределители, детские дома были переполнены, а средств на новые не было.

Беспризорных детей из деревень отправляли в город, где для них не было места. Поэтому было постановлено не допускать отправления беспризорников в Казань, на местах устраивать их по предприятиям и производствам, «широко использовать передачу беспризорных детей крестьянским дворам» — дворам при этом предоставляли льготы.

Возможностей для образования у большинства беспризорников не было. Какие-то занятия проводились в детдомах и спецприемниках.

Но когда ребенку исполнялось 14, его рекомендовалось «передать» на работу: на обучение к кустарю, например. По достижении шестнадцатилетия подросток считался взрослым, ему рекомендовали найти работу на предприятии и «выпускали в мир». Места в приемниках и детских домах надо было освобождать для новых партий беспризорников, поступавших с улицы. Многих подростков просто «закрывали» в детских колониях и спецприемниках: годы на улице формировали девиантные черты личности, а у республики не было ни времени, ни средств на то, чтобы перевоспитывать каждого нового советского гражданина.

К концу 1920-х проблема беспризорности стала отступать, но в 1930-х вернулась: репрессии, раскулачивание, выявление «врагов народа» оставляли сиротами тысячи детей.


Людмила Губаева
Справка


За помощь в подготовке материала редакция благодарит Национальный музей Республики Татарстан и Государственный архив Республики Татарстан.

Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru.

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 36-я После голода и эпидемий начала первого десятилетия существования Татреспублики нужно было решать одну из очень важных проблем: попытаться уберечь детей и подростков, дать им образование и увести с улицы. Многие остались без родителей, за кем-то никто не успевал присматривать. Детство для многих кончалось очень рано: десяткам тысяч беспризорников республики приходилось «христарадничать», бродяжничать, воровать, выживать любой ценой. Даже подростки, которые имели семьи, часто вынуждены были зарабатывать себе на жизнь. Например, в Казани в середине 1920-х было много цыган. Их дети очень активно включались в «трудовую жизнь» группы, и водить по улицам дрессированного медвежонка было еще вполне почтенным занятием, по сравнению с попрошайничеством и воровством кошельков. Что же касается беспризорности, то масштабы проблемы были огромны. 16 октября 1925 года на заседании президиума ЦИКа АТССР говорилось о том, что беспризорных детей в республике было более 40 000 (и это только официальная статистика). Детские приемники и распределители, детские дома были переполнены, а средств на новые не было. Беспризорных детей из деревень отправляли в город, где для них не было места. Поэтому было постановлено не допускать отправления беспризорников в Казань, на местах устраивать их по предприятиям и производствам, «широко использовать передачу беспризорных детей крестьянским дворам» — дворам при этом предоставляли льготы. Возможностей для образования у большинства беспризорников не было. Какие-то занятия проводились в детдомах и спецприемниках. Но когда ребенку исполнялось 14, его рекомендовалось «передать» на работу: на обучение к кустарю, например. По достижении шестнадцатилетия подросток считался взрослым, ему рекомендовали найти работу на предприятии и «выпускали в мир». Места в приемниках и детских домах надо было освобождать для новых партий беспризорников, поступавших с улицы. Многих подростков просто «закрывали» в детских колониях и спецприемниках: годы на улице формировали девиантные черты личности, а у республики не было ни времени, ни средств на то, чтобы перевоспитывать каждого нового советского гражданина. К концу 1920-х проблема беспризорности стала отступать, но в 1930-х вернулась: репрессии, раскулачивание, выявление «врагов народа» оставляли сиротами тысячи детей. Людмила Губаева Справка За помощь в подготовке материала редакция благодарит Национальный музей Республики Татарстан и Государственный архив Республики Татарстан. Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru.
Похожие новости
Олег Сатановский: «Я построил бизнес вокруг личного бренда» - «Риэлторские технологии»

Источник: Magenta.today «Адский риелтор» Олег Сатановский, руководитель собственного агентства недвижимости...

Подробнее 0
Ирина Рябкова: «Стереотипы «мальчики не плачут» ведут к эмоциональным проблемам» - «Образование»

Психолог, эксперт МГППУ — о стереотипах в воспитании детей Фото: Максим Платонов День защитника Отечества по...

Подробнее 0
Камиль Самигуллин: «Все хотят объединиться, но вокруг себя…» - «Образование»

Онлайн-конференция с муфтием Татарстана. Часть 2 Фото: Максим Платонов Кто религию использует для рейтинга и...

Подробнее 0
Опрос предпринимателей: стоит ли ресторатору поступиться своим брендом при работе с торговой сетью - «Инфраструктура»

Ограничения, введенные в России во время самоизоляции, весьма серьезно отразились на отрасли общественного...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 91-я Фото: из фондов Музея КАЗ им. С.П....

Подробнее 17-ноя-2019

Чем примечательна дата 18 апреля? Фото: из архивов Национального музея РТ Сегодня, 18 апреля — Международный...

Подробнее 18-апр-2022

Тансу Чиллер: необычная, амбициозная, противоречивая Фото: turkiyegazetesi.com.tr Казанский исследователь...

Подробнее 01-мар-2020

Отрывки из книги «Хроника тюрко-татарских государств». Часть 32-я Фото: russian7.ru «Реальное время»...

Подробнее 13-апр-2019

Главные события киноиндустрии в мире, России и Татарстане Фото: Илья Репин На полюсах кассовости —...

Подробнее 08-янв-2020

О новом старом ДК Ленина, отказ от коммерции и обсуждение «керченского стрелка» Фото: Максим Платонов Со 2...

Подробнее 26-окт-2018

Историко-культурный комплекс в Бурзянском районе должен привлечь в Башкирию интуристов Фото: Данир Гайнуллин...

Подробнее 14-сен-2018

Афиша мероприятий с 29 июля по 4 августа Фото: Максим Платонов Казань захлестнула волна летних фестивалей: в...

Подробнее 28-июл-2019

Яндекс.Метрика