«Основная масса древних венгров до первой половины IX века обитала в Волго-Уральском регионе» - «История»
История 16-10-2018, 07:00 Leapman 155 0
IV Международный Мадьярский симпозиум в Казани: новые подходы в изучении происхождения угро-мадьяр и их взаимодействия с окружающими народами

Накопленный археологический материал в Волго-Уральском регионе определил новые подходы в изучении происхождения угро-мадьяр и их взаимодействия с окружающими народами. Речь идет о находках и материалах исследований конца ХХ — начала XXI веков, благодаря которым среди ученых разгорелась большая дискуссия, а в научный оборот войдут новые сведения по данной проблематике. По актуальной теме уже в четвертый раз проводят Международный Мадьярский симпозиум, и второй год он проходит в России. В этот раз его принимает Казань в Императорском зале КФУ с 15 по 20 октября. В первый день симпозиума выступили ученые трех стран: Айболат Кушкумбаев из Астаны, Аттила Тюрк из Будапешта и Айрат Ситдиков из Казани. «Реальное время» приводит все три доклада с новыми данными о происхождении древних предков татар.
Маджар — страна на востоке рядом с Дашт-и Кыпчаком, Булгаром, Аланией и Русью
Первым слово взял доктор исторических наук, профессор Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева Айболат Кушкумбаев, его выступление было посвящено источникам о мадьярах в Улусе Джучи:
«Есть две группы источников о восточных мадьярах — западная, как правило, латиноязычные записи и разноязычные восточные (арабские, персидские, монгольские и тюркские) источники. Особое внимание хочу обратить на восточные сочинения, которым мало было уделено внимания. В период существования золотоордынского государства чингизидами был организован знаменитый Западный поход (1236—1242). Этой теме посвящены сочинения, в частности, Рашид Ад-Дина, официального историка монгольской династии Хулагуидов в Иране. В этом сочинении автор пишет, что Бату (сын Джучи), Менгу (сын Толуя) и Гуюк (сын Угэдэя) «с другими царевичами и многочисленным войском отправились в области кипчаков, русских, булар (поляков), маджар, башгирд, асов, Судак и те края…». Далее идет рассказ о войнах, которые вели царевичи и войско монгольское в Дашт-и Кыпчаке, Булгаре, Руси, Мокше, Алании Маджаре, Буларе (Польше) и Башгирде (Венгрии) и завоевании ими тех стран. Автор источника четко разграничивает термины: «Маджар» от «Башкирд» (Венгрии), так как для него это хотя и близкие, но географически разные понятия. Я подозреваю, что Маджар — это страна и народ, который располагался на востоке, рядом с Дашт-и Кыпчаком, Булгаром, Аланией и Русью. В то же время, следует отметить, что мусульманские авторы, традиционно давно увязывают два термина «маджар» и «башкирд», используя их как две взаимозаменяемые этнографические категории. Совмещение этих этнонимов в средневековой географической литературе порой до сих пор приводит к путанице при применении данных названий.

По другому изданию эти сведения изложены Рашид ад-Дином так: «В настоящее время большая часть войск Токтайа и Байана суть из рода этих 4 000, а то, что прибавилось в это последнее время, состоит из русских, черкесов, кипчаков, маджаров и прочих, которые присоединены к ним. В смутах между родственниками некоторые ушли туда». Здесь надо обратить внимание на то, что «маджарские» войска перечислены сразу за «кипчакскими». Такой порядок перечисления допускает считать наличие какой-то военной иерархии в армии Джучидов. Между тем указывает ли это на действительный статус воинских подразделений джучидских войск по этническим наименованиям ответить однозначно нельзя, но их действительное присутствие в структуре вооруженных сил Золотой Орды в это время не подлежит сомнению.
Именно в монгольский период начинается или возможно уже продолжается тюркизация какой-то группы мадьярского населения, так как совершенно очевидно, что в Улусе Джучи (Золотая Орда) основная часть населения была представлена тюркоязычными племенами как степного Дашта, так и этногруппами, пришедшими в ходе монгольских завоеваний с Востока из Центральной Азии.
О процессе тюркизации населения Улуса Джучи есть косвенные данные. Так, в сообщении Юлиана можно встретить, что когда он был у восточных мадьяр, он видел «татарского» (монгольского) посланца: «В этой земле венгров упомянутый брат обнаружил тартар и посланца предводителя тартар, который знал венгерский, русский, куманский, тевтонский, сарацинский и тартарский языки». Вполне очевидно, что восточные мадьяры знали, по крайней мере, такие соседние тюркские языки этого региона, как булгарский и кумано-кыпчакский.
В сочинении ибн Фадлаллаха ал-'Умари указаны народы, населявшие Золотую Орду, среди которых упоминаются кыпчаки, черкесы, русские, асы, маджары и другие народы северных стран. В этом произведении маджары, наряду с другими народами, отмечены дважды.
Первое сообщение: «Хотя они (Кипчаки) одержали верх над ратями Черкесов, Русских, Маджаров и Асов, но эти народы похищают детей их и продают их купцам».

Второе сообщение характеризует границы Турана: «с Юга его охватывают земли сперва Синда, потом Инда, с Севера — земля Хифджаков, то есть народа Кипчанского, земли Саклабов (то есть Славян), Черкесов, Русских, Маджаров и живущих по соседству с ними разноплеменных народов, населяющих Север».
Как показывают арабские источники, выходцы с территории Золотой Орды четко различалась по прозваниям (именам), исходя из места его обитания и этнического происхождения. Так, выходцы из Крыма («крымцы») назывались ал-Кирими, «сарайцы» — ал-Сараи, «хорезмийцы» — ал-Харазими, «маджарцы» — ал-Маджари и т. д. Прозвание ал-Маджари указывает либо на этническое происхождение индивида, то есть города или местности, откуда был выходцем этот человек.
Ибн Батута, путешествуя по золотоордынским владениям, останавливался в известном городе Маджар: «Поехал я в Маджар, город большой, один из лучших тюркских городов, на большей реке, с садами и обильными плодами». Золотоордынский город Маджар находился на реке Куме, вблизи современного города Буденновск, Ставропольского края РФ. По восточным источникам город Маджар относился к правому крылу Золотой Орды.
Город Маджар был захвачен войсками Амира Тимура в 1395—1396 годах, о чем сообщает нам тимуридский историк Шараф ад-Дин Али Йазди в «Зафар-наме». В списке народов, которые подверглись нападению наряду с русскими, черкесами, аланами, упомянуты и башкирды, которые здесь (территория Северного Кавказа, предкавказских и волго-донских степей) никогда не жили. Регион их традиционного обитания — это Южный Урал (Поволжско-Уральский регион). Скорее всего, под этим этническим наименованием понимались золотоордынские маджары (мадьяры). Йазди, также как и его предшественники, перенес название восточных башкирдов на золотоордынских маджар, обитавших в правом крыле Джучиева Улуса.
Этноним «маджар» присутствует на надмогильном камне волжских булгар, датируемом 1311 годом. Все эти разрозненные данные позволяют считать, что маджары прочно входили в этноструктуру золотоордынского общества и занимали приметные позиции.

Интересные сведения сообщает о мадьярах в своей книге «Тухфат ал-ариб на хадийат ал-адиб» Абу Мухаммада Мустафа ал-Джаннаби. В конце XIV века, в ходе второго похода Амира Тимура на Золотую Орду его войска столкнулись с народом «маджар»: «И в году семьсот девяносто седьмом (1394—1395 гг.) достигло до Тимура сведение о том, что Туктамыш-хан, владетель Дашт-и Кыфджака, вернулся в Сарай. И сразу Тимур преследовал Туктамыша, не завоевал его владение, и Туктамыш уехал в Булгар. Вторгся Тимур в его страну в той степени, что дошел до русов, черкесов, маджар и Азака, где учинил им резню, захватывал в плен и рабство, грабил и разорял. Именно с этой эпохи перешел род маджар из части Востока в сторону Запада и обосновался в окрестностях Ниха Туны, и взяли маджары там многочисленные укрепленные города и великий из их укрепленных городов город Бидж. Они являются из числа величайших неверных известных храбростью, силой и многочисленностью».
Откуда автор почерпнул эти сведения, нам неизвестно. Но в целом достоверность этой информации о наличии в Золотой Орде именно в этом районе какого-то мадьярского населения не вызывает сомнений.
По всей вероятности, эта этническая группа мадьяр не была мусульманами, это вытекает их их характеристики — «неверные». И проживали они примерно на территории нижнедонских степей, где-то недалеко от города Азака (Азова). Это очень важное свидетельство о местонахождении восточных мадьяр на территории Золотой Орды в конце XIV столетия, которое согласуется с данными других источников. Конечно, ни о каком переселении мадьяр в Паннонию в это время не может быть и речи. В то же время автор недвусмысленно связывает мадьяр золотоордынских (восточных) и мадьяр западных из Центральной Европы. Примечательно, что сведения арабского источника вполне согласуются с данными латиноязычных авторов середины XV века».

«Археологический материал не позволяет говорить о том, что венгры пересекли Волгу в середине VIII века»
Доклад доктора наук Аттилы Тюрка из Католического университета Петера Пазманя был посвящен теме: «Восточноевропейские корни в отношении археологического наследия древних мадьяр в Карпатской котловине (X в.) на фоне новых результатов исследований»:
«Исследование восточных связей по археологии Карпатского бассейна в X веке является одной из важнейших задач в изучении древнемадьярской истории. В последнии 5—10 лет эта работа получила новые импульсы, благодаря новым восточным находкам и открытию материалов Субботцевского горизонта — переходного звена между венгерскими памятниками Урала и Карпатского бассейна. Ныне известно происхождение восточных аналогий, благодаря находкам эпохи обретения родины — X века. К их первой группе принадлежат синхронные материалы восточного происхождения. Например, амулеты-топорики, число которых в последнее время резко возросло. Ко второй группе можно отнести находки позднее эпохи обретения родины. Например, изобразительное искусство с пальметтами (растительный орнамент в виде веерообразного листа пальмового дерева, — прим. ред.). Восточные параллели венгерских находок можно найти, в частности, в степи, на территории Хазарского Каганата. Сегодня возрастает количество артефактов, указывающих на непосредственную связь Карпатской котловины с Волжско-Уральским регионом и Южным Уралом (например, трубочки для трута и т. д.). Иногда мы можем определить точную функцию этих находок с помощью именно восточных аналогий. Результаты антропологии и биоархеологии подтверждают сложность древнемадьярской истории аналогичной описаниям из письменных источников. Таким образом, для исследования археологического материала Карпатского бассейна X века необходимо знать раннесредневековый археологический комплекс Восточной Европы. Географическое распространение восточных аналогий позволяет сделать важные исторические выводы. В целом находки, связанные с мадьярами, обнаружены на тех территориях, на которых и по данным лингвистики и истории происходил этногенез венгров, или в тех краях, где жили народы, контактировавшие с мадьярами. В последнее время возросло число могильников на территории древней Руси, в которых погребения совершались с предметами «венгерского типа». Полагаем, что эти находки принадлежали тем наемникам, которые, возможно, переселились на Русь из Венгрии. Находки, связанные с венграми, распространены не по всей Евразии. Что может помочь в реконструкциях пути передвижения мадьяр — вопрос, который до сих пор остается дискуссионным. Хронология движения венгров также спорная, ведь материалы Субботцевского типа и возможные древневенгерские памятники между Днепром и Уралом появились приблизительно одновременно. Археологический материал не позволяет говорить о том, что венгры пересекли Волгу в середине VIII века, как это утверждают венгерские исследователи. В последнее время возникли сомнения относительно западносибирского происхождения кушнаренковской культуры. С другой стороны, реальным продвижением в тематике стали последние биоархеологические исследования. Благодаря им удалось установить, что генетический материал части венгров эпохи обретения родины связан с раннесредневековым населением Волжско-Уральского региона и Южного Урала».
«Сделаны важные археологические открытия, пролившие свет на венгерскую проблему»
Следующим к трибуне вышел директор института археологии АН РТ Айрат Ситдиков, выступив с докладом о результатах комплексных исследований в Татарстане Больше-Тиганского могильника 2017—2018 гг.:

«Открытие Больше-Тиганского могильника и его этнокультурная характеристика вызвали большой интерес как среди советских, так и венгерских ученых. Елена Александровна Халикова считала, что основная масса древних венгров вплоть до первой половины IX века продолжала обитать в Волго-Уральском регионе. Именно здесь сосредоточены памятники больше-тиганского типа, значительная часть которых прекращает существовать ближе к середине IX века. Видимо, именно в это время основная часть древних венгров покидает пределы региона и уходит на запад, сначала в Леведию, располагавшуюся, скорее всего, в Подонье, к северу и северо-западу от основных салтовских центров, а затем на юго-запад, в причерноморские степи, в Ателькузу.
В последнее десятилетие на Средней Волге и Нижней Каме в пределах Татарской АССР сделаны важные археологические открытия, пролившие свет на венгерскую проблему. Нам уже приходилось в этой связи писать о параллелях в погребальном обряде Танкеевского могильника IX—X веков, широко исследованного в 1961—1968 годах в Куйбышевском районе Татарии, и древневенгерских захоронениях на Дунае. Отмечались аналогии и в инвентаре этих памятников. Любопытные параллели в ряде деталей погребального обряда и вещах, в частности, в очень специфических детских и женских украшениях, были отмечены при раскопках и другого памятника раннебулгарской эпохи, синхронного Танкеевке, — Тетюшского могильника. Рассмотренные параллели позволили сделать вывод о тесных контактах древних венгров с волжскими булгарами, о наличии общего этнического компонента в составе населения Волжской Булгарии в конце IX—X веков и складывающегося одновременно с ней Венгерского государства в Карпатской низине. Однако и Танкеевский, и Тетюшский могильники оставлены населением, чрезвычайно смешанным в этническом отношении, имеющим разные источники и происхождение. Достаточно сказать, что в Танкеевском могильнике представлена керамика нескольких культур — керамика ломоватовских памятников Верхнего Прикамья, поломских могильников бассейна Чепцы, неволинских памятников Сылвы, сосуды кушнаренковского типа, характерные для Башкирии и, наконец, лепные и плоскодонные горшки, а также лепные и гончарные кувшины, связанные происхождением с салтовским миром. Столь же разнороден остальной вещевой инвентарь и детали погребального обряда. Корреляционный анализ, проведенный при обработке танкеевских и тетюшских материалов, показал, что отдельные детали обряда и предметы инвентаря встречаются в погребениях в различных сочетаниях, свидетельствуя о глубоком зашедшем процессе смешения населения, имевшего разные истоки. В этих условиях выделить интересующий нас компонент, общий с древними венграми, и весь характеризующий его комплекс признаков было очень трудно, практически невозможно. Задача облегчилась открытием в Нижнем Прикамье нового памятника последней трети VIII — начала IX века — Больше-Тиганского могильника, который позволит, наконец, выделить ранневенгерский археологический комплекс в Восточной Европе и, в частности, даст возможность связать с древними венграми определенные археологические памятники второй половины I тысячелетия н. э. в Волго-Уральском регионе.
Нами была инициирована работа в последнии 3 года издания исследований Больше-Тиганского могильника Халиковой и Халиковым. Были поставлены две задачи, кроме издания их работы: понять, что же произошло с этим могильником — после проведенных работ в 80-е годы раскопки больше не возобновлялись — и определить задачу на будущее.
Сейчас эта территория — открытое пространство, ни один из элементов не выражает особенностей. Нам удалось определить и локализовать территорию, которая наиболее близка. Так как был составлен сводный план, произведена посадка памятника около дороги. Дальнейшая наша задача исследовать и локализировать весь участок: вблизи дороги, за дорогой. Мы знаем, что территория была сильно распахана. Определена тактика развязанных шестов, определили места работы шурфов. В результате мы произвели закладку шурфов, размерами 2 на 4 за территорией, к дороге, за дорогой. Возможно, это требует продолжения. Главный вопрос стоял — локализовать территорию. Эти работы являются только предварительными».
Подготовила Анастасия Михайлова
Ваша реклама
Другие новости
Облако тэгов
Ваш Выбор Инноваций
Рассказываем, как создавался уникальный проект Накануне вышел трехсотый, заключительный выпуск проекта...
Подробнее 14-июн-2020Основной закон республики: на год раньше российского, споры с Москвой и фактор федерализма Фото:...
Подробнее 06-ноя-2019Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 216-я Фото: предоставлено пресс-службой ПАО...
Подробнее 21-мар-2020Чем примечательна дата 28 мая Сегодня, 28 мая, День пограничных войск в России. И именно в этот день более...
Подробнее 28-мая-2022«Исторический путь татар» казанского ученого. Часть 8-я Фото: Максим Платонов Научный руководитель Института...
Подробнее 27-дек-2020Из книги востоковеда-татарофила о татарском влиянии на жизнь русского народа. Часть 11 Фото: чугунцентр.рф...
Подробнее 05-апр-2019Отец нации: республика и религия Фото: wikipedia.org Казанский исследователь Булат Ногманов продолжает...
Подробнее 27-апр-2019Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 134-я Фото: предоставлено ООО «Газпром трансгаз...
Подробнее 30-дек-2019


