«Евросоюз поддерживает грант, посвященный татарским письмам, не потому что там есть секреты...» - «История»
История 14-08-2018, 07:00 Тихон 108 0
Как получить 1,5 млн евро от Запада? Интервью с историком и исламоведом Альфридом Бустановым: часть 1

На Западе получить крупный грант на научные исследования оказалось легче, чем в России. По крайней мере, для российского ученого и колумниста «Реального времени» Альфрида Бустанова, выигравшего 1,5 млн евро. В интервью корреспонденту нашей интернет-газеты он рассказал, на что будут потрачены эти средства, и ответил на возможные претензии о «непатриотичности» получения денег от Евросоюза.
«Это была такая первая попытка, и она оказалась удачной»
— Итак, вы получили грант. Первый вопрос такой: давно ли вы работаете с западными фондами?
— Российские гранты начал получать довольно давно, когда еще учился в Омском университете. Моя научная руководительница Светлана Николаевна Корусенко с самых ранних пор старалась в этом направлении двигать студентов, чтобы они получали независимое финансирование и на эти деньги потом работали, ездили в экспедиции и так далее. В 2006—2007 году я первый грант получил от Российского гуманитарного научного фонда на поездки, на исследования. Сейчас РГНФ не существует, он был слит другим фондом. И с тех пор практически раз в два года я получал поддержку от него: сначала на изучение истории сибирских бухарцев, ислама в Сибири, рукописей сибирских татар, а потом уже на другие темы. Со второго курса университета я хотел учиться в аспирантуре и искал, куда бы мне устроиться. Сначала я приехал в Казань. Познакомился с Миркасымом Абдулахатовичем Усмановым, спросил, нельзя ли у него учиться. Он ответил: «Я скоро умру, вы на меня не рассчитывайте. Но у меня тут есть ученики можете с ними работать»…
— «Скоро умру»? Как в воду глядел.
— Да, он действительно скончался через год после нашей встречи. После этого я поехал в Петербург на стажировку и там встретился с тюркологом Сергеем Григорьевичем Кляшторным. И он мне сказал, что если хочу жить в Петергофе и ездить каждый день в центр, иметь стипендию аспиранта в 1900 рублей, то тогда милости просим. И добавил, что тут всем коллегам за 80 лет. «Поэтому, — он говорит, — если вы хотите дальше расти в науке, то вам лучше ехать за рубеж: в Германию или еще куда-нибудь». Так получилось, что я в течение года получил небольшой грант на изучение немецкого языка от DAAD (Deutscher Akademischer Austauschdienst — Германская служба академических обменов, — прим. ред.). Поехал в город Фрайбург, учил язык в течение месяца, и там, естественно, спрашивал коллег: «Я хочу изучать исламоведение, кто тут у вас самый главный в этом направлении?» Мне сказали, что главный по исламу в России среди европейских ученых — это Михаэль Кемпер. Дали его адрес, чтоб написал ему — может, он ответит. Я ему написал. Получил ответ: «Если вы хотите познакомиться, приезжайте, поговорим». Я купил билет до Амстердама из Фрайбурга с 5 евро в кармане. Мы познакомились, пообщались, и через какое-то время профессор Кемпер прислал мне информацию о том, что он выиграл грант на изучение советского востоковедения и ищет аспирантов. Я подал документы на этот открытый конкурс и прошел. Так начались мои взаимоотношения с западной наукой. После защиты диссертации я приехал в Казань, устроился библиотекарем в Казанском государственном университете. И через год буквально получил профессуру в Европейском университете в Санкт-Петербурге.
— В каком году это было?
— В феврале 2013 года я защитился, а уже весной я приехал в Казань. В 2014 году я получил профессуру по истории исламских народов в составе России в Европейском университете. К тому времени университет уже получил деньги от ТАИФа для открытия именной профессуры. Такая практика существует в западных (европейских и американских) университетах, когда доноры открывают профессуру в университетах по разным дисциплинам. Это может быть изучение технических процессов, гуманитарных специальностей. Затем профессура называется именем донора, иногда просто именем человека.

— То есть донор — это спонсор?
— Да, это тот, кто передает сумму денег на финансирование проекта. Иногда это бывают отдельные личности, иногда семьи, иногда частные компании или государственные. Вот у нас, например, в университете есть профессура «Кока-Колы», профессура «Северстали». Это широко распространенная в западном мире практика, которая в России только делает первые шаги…
— … в негосударственных вузах?
— Да, конечно. В моем случае университет получил деньги от ТАИФа, открыл конкурс на вакантную должность, я решил попытать счастья, и меня взяли на работу, так сказать, «с улицы». И с тех пор я тружусь в Европейском университете. Параллельно я работаю в Амстердамском университете как постдок — есть такая позиция в западных университетах, которая обозначает работу после защиты диссертации. Обычно ее используют для того, чтобы завершить книгу (то есть человек написал диссертацию, а потом он ее превращает в книжку).
— Ранее с западными фондами не работали?
— Это мой первый опыт заявки в крупный западный фонд от своего имени. Фактически до этого я подавался только в отечественные фонды, а это была такая первая попытка, и она оказалась удачной. Это гранты, которые выделяет Евросоюз ежегодно на научные исследования. Опция подачи заявки на грант доступна только тем исследователям, которые аффилированы с университетами, находящимися внутри Евросоюза.
— И вы подали заявку на грант как человек от Амстердамского университета?
— Да, как сотрудник Амстердамского университета. Мне неудобно говорить о значимости этой победы, но это один из самых престижных грантов, которые могут быть вообще в нашей области. У нас есть коллеги, ведущие специалисты по истории, например, Средней Азии — Паоло Сартори, который получил грант, такой же, как у меня, года четыре назад. Он работает в институте иранистики Австрийской академии наук.
— Гранты выдаются каждый год?
— Каждый год. В этом году поступило порядка 3 200 заявок, из них только около 12% были удовлетворены, то есть получили этот грант. В принципе, грант получить очень сложно: происходит независимое слепое рецензирование. Я получил семь рецензий от специалистов в своей области. И большинство рецензентов поставили оценки «excellent» («отлично», — прим. ред.). Вся процедура разбита на три больших блока. Первый блок нулевой — это подготовка самой заявки: есть определенные формы, ты их заполняешь, определяешь, в чем цель твоего проекта, в чем новизна, какие источники будут использоваться, какая методология. И замысел такой (основное требование грантодателя): грант должен открывать новую перспективу в исследованиях. Это действительно должно быть что-то, что ранее никто никогда не делал. Это одновременно должен быть большой риск — High Risk, High Gain — большой риск, большая отдача. То есть нулевая часть — подготовка проекта.

Первая часть, собственно, после нулевой: заявка рассматривается экспертами, причем не вся, а только первые пять страниц, где основные концепты, то есть в чем задача стоит, почему это важно, какое место проект занимает в существующей историографической ситуации… И коллеги судят, можно такое поддерживать или нет. И 70% заявок уже на этом этапе отсеиваются. После этого наступает этап, когда приглашают в Брюссель тех, кто прошел этот отсев. И в мае этого года я ездил в столицу Евросоюза и там, в штаб-квартире, защищал свой проект. В назначенное время приходишь, там сидят нервные люди, которые точно так же, как ты, подали заявки на этот грант. Потом организаторы приглашают в большую комнату: там овальный стол, за которым сидит около 30 человек. С одной стороны от него тикают часы, с другой стороны — экран. И нужно за 20 минут коротко представить свой проект и ответить на вопросы, которые возникли у комиссии.
— И это все происходит на английском языке?
— Конечно, на английском. Поскольку это Евросоюз, там эксперты совершено разные, в этом заключается сложность. То есть нужно убедить в важности исследования людей, которые совершенно могут ничего не знать о той специальной области, которой ты занимаешься. Кто-то из них читал проект, кто-то нет. И в принципе презентация сама по себе должна быть такой увлекательной. Половина этого — шоу, в котором нужно махать руками и как-то убеждать эмоционально. С другой стороны, должно быть видно, что это серьезно, что это плод очень серьезной работы. Разница между представляемыми проектами в качестве — сотая или тысячная. Здесь начинается субъективный фактор: ты можешь забыть что-то из речи, которую ты заучивал, ты можешь неправильно подобрать какой-то слайд в презентации — и это все влияет на конечный результат. Альхамдулиллях (слава Богу, — прим. ред.), вот совсем недавно, 30 июля, я получил «письмо счастья», которое сообщает: «Поздравляем, доктор Бустанов, вы получили этот грант». Сейчас нас ждет большое количество важной работы, чтобы заключить договора, все устроить.
«В этом году выделили по 1,5 млн евро»
— Альфрид, объясните, пожалуйста, что у вас за проект?
— Наш проект называется «The Muslim Individual in Imperial and in Soviet Russia», то есть «Мусульманская личность в имперской и советской России». Смысл нашего проекта заключается в том, что мы хотим отойти от изучения групп, сообществ, институтов, связанных с историей ислама в России, отдельных регионов, перейти от этого к изучению того спектра возможностей поведения, которые стояли перед конкретными людьми: полностью адаптироваться к советскому образу жизни и в большом городе потерять свою идентичность, либо даже в советских условиях, даже если нет мечети, все равно продолжать быть мусульманами. Это все выбор человека. И люди так или иначе рефлексируют по поводу того, почему и зачем они это делают. Они могут это делать одновременно. Кто-то может быть убежденным коммунистом и в то же время даже писать религиозный трактат. И такие примеры есть. Наш проект подходит к истории мусульман через призму текстов саморефлексии, будь то личные письма, дневники, автобиографии и даже фотографии. Через призму этих источников мы пытаемся посмотреть, что же такое личность мусульманина в России, из каких элементов она состоит, какой спектр идей и паззлов находился перед людьми, которые жили в XIX—XX веках на территории Российской империи и Советского Союза.
— Вы один будете вести эту работу или с помощниками?
— Кстати говоря, вопрос времени и пространства — один из важных элементов, на которых я хотел бы остановиться. Чаще всего наши коллеги концентрируются на каком-то одном небольшом периоде: после открытия Оренбургского духовного собрания в Уфе, до революции или после нее, межвоенный период, эпоха Второй мировой войны, время после Сталина. Мы же решили взять длительный период, потому что история — это про время. Интересно бывает посмотреть, как на длительном промежутке времени происходили социальные процессы, как в спектре идей и возможностей происходило конструирование себя. Может, нам удастся на большом временном промежутке зафиксировать, как эти паззлы и спектр возможностей эволюционировали, как изменялись составляющие. И хочется верить, что через эти исследования нам удастся выработать новый взгляд на историю мусульман в нашей стране за пределами институтов и за пределами бинарности государства и верующих: «где-то там есть вот это страшное государство, которое задает рамки и правила игры, а мусульмане всегда лишь реагируют». В текстах саморефлексии мы видим действительно, что люди сами могут кооптировать правила игры, которые государство создает, они могут сами по-другому интерпретировать в самых интересных вариантах.

В самое ближайшее время мы надеемся открыть международный конкурс на две позиции для аспирантов в Амстердамском университете. Один или одна из них будет заниматься изучением дневников, которые оставили российские мусульмане, будь то имперский период или советский. А другой аспирант будет изучать частную фотографию. И фотография — это очень интересный источник, поскольку это могут быть альбомы семейные, это может быть целый пласт видения человека, потому что часто в советское время это было хобби, и фотография была доступна. Можно посмотреть на мир глазами конкретного человека. Что если этот человек был имамом в мечети или муфтием, как он сам себя позиционировал, и как его видели другие, какие записи он оставлял на обороте. Часто мы видим, что фотографии использовались как письма. Фотография, например, друга, а на лицевой или обратной стороне арабской вязью написано: «Такому-то брату в религии посылаю эту фотокарточку на вечную память и т. д.». Надеемся, что нам удастся подобрать лучших специалистов и с ними работать в течении 5 лет. Кроме этого у нас будет позиция постдока. На постдок обычно берут уже опытного исследователя, который будет нам помогать вести аспирантов и организовывать конференции, работать над коллективными монографиями, выпусками журналов и т. д. В принципе, получение этого гранта позволяет нам создать исследовательскую группу в Амстердамском университете и в течение 5 лет работать над фактически новым полем исследований и очень активно там развиваться на международном уровне.
— То есть грант рассчитан на 5 лет, правильно?
— Да, на 5 лет.
— Сразу возникает вопрос, какая сумма полагается?
— Каждому победителю в этом году выделили по полтора миллиона евро. В эту сумму входят и зарплаты для аспирантов, и организация конференций, и организация летних школ. У нас был проект, который мы запустили в Европейском университете, — летняя школа «Ислам в России». Каждый год проводим. Скоро в Пензе будет очередная четвертая летняя школа.
«Наука — дело международное»
— Трудно ли работать с европейскими фондами и получать их гранты на фоне антизападной истерии в России?
— В течение 3 лет в Европейском университете существовала профессура ТАИФ. Это очень хорошая практика. И ТАИФ — это не западная компания, но механизм финансирования тот же самый. Такой вид донорства позволяет получать достойные условия для проведения исследовательских программ на международном уровне. И мы довольно активно действовали все эти годы: у нас мощная магистерская и аспирантская программы. К нам стали приезжать из других стран специально для того, чтобы учиться в нашей магистратуре по исламоведению: из Армении, Казахстана, Узбекистана. Люди специально приезжают, чтобы учиться у меня в аспирантуре. Это довольно хороший показатель, и он был достигнут благодаря финансовой поддержке профессуры компании ТАИФ. Если постараться, то можно в России хорошие условия создавать для науки, и есть тому прецеденты.
Что касается разговоров о том, что кто-то является пятой колонной и получает деньги, получает «печеньки» от всяких западных политических сил. Наука — дело международное. Невозможно заниматься серьезной наукой, изолировавшись от остального мира. Не бывает суверенной науки. По крайней мере она не будет жизнеспособной. Нужно участвовать в подобного рода грантовых программах. Ты видишь, насколько твое исследование и твой profile (чем ты вообще занимался до сих пор) конкурентоспособны на международном рынке. Одно дело получать гранты от РГНФ, будучи студентом или аспирантом…

— По сравнению с полутора миллионами евро они, пожалуй, копеечны.
— Ну сейчас открыли фонд РНФ. И там, в принципе, какие-то программы сопоставимы с грантами, которые можно получить в Европе или в Америке. Но иногда мне кажется, что получить грант в РНФ сложнее, чем получить такой грант в Евросоюзе.
— В связи с чем? Блат, коррупция, личные связи?..
— Это по ощущению. Я несколько раз подавался в РНФ — и ничего не получилось. И при этом вся процедура закрыта, то есть ты получаешь несколько рецензий, они могут быть даже положительными, но решение от этого как будто бы не зависит.
— Имеете в виду непрозрачность?
— Для участников не совсем прозрачно. У меня сложилась такая неясность с отечественными грантодателями. При этом я первый раз участвовал в конкурсе на грант в Евросоюзе — и сразу победил. И что мне больше всего понравилось — это высокий профессионализм. Меня пугали коллеги тем, что комиссия может очень грубо даже оценивать заявку, могут во время обсуждения сказать: «Я не верю ни одному слову, все, что вы написали, не имеет никакого смысла». И ты должен стоять перед 30 лучшими историками и что-то им сказать в свою защиту или ничего не сказать. Ничего такого не было в моем случае, наоборот, обсуждение было очень профессиональное и заинтересованное. Даже в какой-то момент я чувствовал, что коллеги, которые сидят за столом, мне помогают. Я начинаю отвечать, а задающий вопрос начинает кивать и даже что-то там вставлять в мой ответ. Или, например, я по неопытности своей несколько таких арабских слов и терминов включил, когда отвечал на вопросы. И один коллега спрашивал, что есть представление об идеальном советском человеке, а у мусульман есть ли какая-то параллель? Я ответил, что есть понятие «камиль инсан» — совершенный человек. Когда я сказал «камиль инсан», даже не успел перевести, по залу пошла такая волна, типа: «Да-да, все знают». Интересно, когда у людей широкий кругозор. И вдвойне приятно, когда есть такая профессиональная процедура. Конечно, важно получить деньги. Но очень важно получить feedback — реакцию от коллег по цеху: посмотреть, где есть промахи, когда мы составляли заявку, что мы сделали не так, что не так в моем CV, на что нужно обратить внимание.
К сожалению, у нас в России этот механизм не до конца выработан. Если бы процедуры грантовой поддержки были более открытыми, это было бы, конечно, очень важно. А в Татарстане просто must have: давно должна уже быть своя грантовая программа, открытая, профессиональная, которая раздавала бы серьезные гранты в области науки, искусства, в гуманитарной сфере, естественнонаучной. Мы, кстати, пытались запустить такое дело: организовывали стипендию имени Марджани — опять, кстати, на зарубежные деньги. Махалля финских татар выделяла тысячу евро для изучения татарской культуры.
— И что в итоге стало с этой стипендией?
— С этой стипендией пока немножко заглохло, потому что сложно все-таки ожидать, что такого рода крупномасштабный проект, как грантовые программы, будет финансироваться только из одного источника. Мы надеялись, что, увидев такую инициативу, наши люди с возможностями примут в этом участие, но, похоже, не хватает понимания того, что знания являются очень важным инструментом. Тот, кто обладает знанием, тот, в принципе, может даже влиять на его формирование, как его преподнести: этот момент и на российском уровне немножко хромает, но в Татарстане очень сильно проваливается. Нельзя отпускать научную экспертизу на самотек, иначе обо всем, что касается республики в публичном пространстве, будет говорить кто угодно, кроме собственно республиканских сил. Это уже так и есть. Есть такая сфера, которую совсем недооценивают, — это научные публикации в ведущих англоязычных журналах. Международная наука делается на английском языке, кто-то приезжает в Казань и делает исследование и потом публикует это в журнале, который читают все в гуманитарной специальности или все историки, все исламоведы. Наверное, идеи, которые там отражены, будут так или иначе влиять на то, как Республика Татарстан или татары выглядят в глазах международного научного сообщества, может быть, в более широкой аудитории. Этот момент очень важный. Я не призываю все контролировать. У нас две крайности: либо мы пускаем на самотек, либо мы каждого приезжего аспиранта будем допрашивать, зачем приехал, как это происходит в Иране (там людей вообще в тюрьму кидают за такие дела). Но должна быть ясная политика, участие. Ты формулируешь повестку дня, в том числе через грантовые программы. Ты говоришь, что сейчас я дам миллион рублей на то, чтобы изучать мишарский диалект татарского языка. Это значит, что стимулируется спрос — и вдруг активизируются диалектологи. А если давать это в течение 5 лет, то сформируется какое-то долгоиграющее ожидание. Об этих вещах стоит помнить. Возвращаясь еще раз к ангажированности, потому что, получая западные гранты, наши исследователи якобы являются предателями…

— Я бы даже спросил так: нет ли попытки использования Западом мягкой силы в отношении российских мусульман или в отношении России? Зачем Запад финансирует, казалось бы, исследования в области татар, российских мусульман?
— На моем месте мог бы оказаться любой другой проект. Тот факт, что нам дали деньги, означает признание имеющихся достижений и аванс на будущее. Признание того, что, во-первых, та работа, которая велась до сегодняшнего дня, проделана хорошо, и то, что мы обещаем, что мы планируем сделать, это тоже то, что нужно сделать. И оценивали это не какие-то там политтехнологи, которые думают: «Ага, сейчас мы тут что-то разовьем». А оценивали это коллеги из разных стран, некоторых из них можно даже угадать по рецензиям, которые я получил. Они очень положительные, даже в чем-то романтичные. Один из рецензентов написал, что этот проект одновременно опирается, с одной стороны, на наследие, которое оставил покойный Миркасым Усманов, а с другой стороны, опирается на школу Михаэля Кемпера. И это очень теплые слова.
— А сам Михаэль Кемпер писал рецензию?
— Нет, потому что будет субъективный взгляд… Возвращаюсь к вопросу про пятую колонну. Нам бы вместо того, чтобы рассуждать о том, что наши ученые получают западные гранты и уезжают за границу навсегда, хорошо бы развивать здесь то же самое, понимая, осознавая ценность знания, в том числе фундаментального. Евросоюз поддерживает грант, посвященный татарским письмам, не потому что в этих татарских письмах есть какие-то секреты, которые я могу продать задорого. А потому что мы сумели показать, что изучение этих писем даст человечеству, гуманитарной науке какой-то новый взгляд на прошлое. И что-то важное мы сможем увидеть, что поможет нам в современном мире.
— Вообще какие существуют в Европе научные центры, которые изучают именно татар, российских мусульман?
— Если осматривать широко, то есть территорию Российской империи, включая Кавказ или Среднюю Азию, то, в принципе, уже упоминавшийся Паоло Сартори в Австрийской академии наук. Он сумел сформировать такую группу вокруг себя как раз благодаря этому гранту Starting Grant. Они занимаются исследованиями исламской Средней Азии, начиная с XVIII века до советского времени включительно. И очень активно в этом направлении двигаются.
— Судя по фамилии, он итальянец?
— Да, он итальянец, долгое время работал в Германии, несколько лет назад переехал в Австрию. До недавнего времени очень активный центр был в Индиане (США). Там, в Америке, тоже занимались среднеазиатскими исследованиями. А так, скорее, в разных местах работают отдельные исследователи, которые интересуются тематикой, связанной с мусульманами в бывшей Российской империи. Кто-то исламовед, кто-то там социолог. Кстати говоря, немало из ребят отучились здесь, а потом поехали за границу и там остались.
Продолжение следует
Анастасия Михайлова, Тимур Рахматуллин, фото Ирины Анисимовой
Ваша реклама
Другие новости
Облако тэгов
Ваш Выбор Инноваций
Участники туротрасли ждут повышения спроса после мундиаля, но пока констатируют спад интереса Фото: Максим...
Подробнее 04-июл-2018Чем примечательна дата 17 сентября Фото: pastvu.com Сегодня, 17 сентября, в мире день безопасности...
Подробнее 17-сен-2021Заметки ученых на полях об Арском районе Татарстана. Часть 2-я Сотрудники Института татарской энциклопедии и...
Подробнее 04-мар-201850 лет Договору о нераспространении ядерного оружия Фото: vpk-news.ru Сегодня исполняется 50 лет с момента...
Подробнее 24-ноя-2019Что знали средневековые европейцы о территории и городах Золотой Орды. Часть 2 Фото: Максим Платонов...
Подробнее 28-мая-2018Сегодня на почти 160 площадках по всему Татарстану прошел Всероссийский исторический диктант, посвященный...
Подробнее 29-апр-2021Сегодня поисковики Региональной общественной молодежной организации «Объединение «Отечество» РТ...
Подробнее 20-июн-2020Чем примечательна дата 20 мая Фото: Максим Платонов Сегодня, 20 мая, в России — день Волги, в мире —...
Подробнее 20-мая-2021


