Всеволод Чаплин: «В случае убийства царской семьи стоит проверить все версии» - «История»
История 8-12-2017, 07:00 Spencer 145 0
Недосказанность и недоказанность. Колонка протоиерея Всеволода Чаплина о «ритуальном убийстве» царской семьи и евреях

Не утихают споры вокруг заявления епископа Егорьевского Тихона Шевкунова о «ритуальном убийстве» царя Николая II и его семьи, в котором некоторые люди увидели намек на евреев. Несмотря на то, что сам православный священнослужитель уже отдельно пояснил свою позицию, общественность такой ответ не удовлетворил. Протоиерей Всеволод Чаплин в колонке, написанной для «Реального времени», разбирается, почему слова владыки Тихона вызвали «аллергическую реакцию» у части евреев. Также колумнист нашей интернет-газеты пытается ответить, был ли расстрел последнего российского императора и его семьи на Урале все-таки ритуальным убийством.
Эхо Холокоста
До сих пор не утихомирился информационный всплеск, вызванный словами епископа Тихона (Шевкунова) о том, что некоторые люди в Церкви считают ритуальным убийство императора Николая II и его семьи. После разговора владыки с президентом Федерации еврейских общин России раввином Александром Бородой стороны констатировали, что антисемитских мотивов в заявлении епископа не было. Однако «круги по воде» ходят до сих пор и будут ходить долго — не только в России, но и в Западной Европе, Америке, Израиле. Мне, по крайней мере, до сих пор звонят на эту тему зарубежные СМИ.
Интерес к теме, конечно же, не случаен. После многих погромов, после Холокоста, когда безвинное уничтожение людей оправдывалось в том числе «кровавым наветом», еврейская общественность до конца времен будет крайне болезненно реагировать на любые упоминания ритуальных убийств. И это надо понять, к этому надо прислушаться, в том числе русским патриотам и консерваторам. Мы справедливо возмущаемся, когда кто-то в недавних советских республиках вспоминает нацистские «аргументы» о «красных московских варварах» и «недочеловеках». Эти аргументы подпитывали русский Холокост — и не только нацистский, а вообще западный или западными идеями вдохновленный, в том числе большевистский. Думаю, что и в контексте сложнейших многовековых русско-еврейских отношений следует проявлять взаимную чуткость — по крайней мере тогда, когда речь идет о памяти жертв.

Впрочем, некоторые либералы, в том числе православные, начали обычную в таких случаях истерику: «кошмар», «чушь», «ужас-ужас-ужас». Вот пишет милейший профессор Андрей Зубов, который преподавал у меня в духовной академии историю религий: «Нынешняя позиция государства, потакающего мракобесам, ищущим повсюду «жидомасонский заговор», и позиция Русской православной церкви, обскурантистски отвергающей позитивный научный анализ, вскоре будут вызывать жгучий стыд». Собственно, Андрей Борисович даже не совсем либерал, хотя и баллотировался в Думу от ПАРНАСа. Он — сторонник возвращения дореволюционного традиционализма. Однако возвращение это немыслимо без правды о преступлениях большевиков, особенно ранних. И об оккультных, парарелигиозных корнях этих преступлений. Не стоит, между прочим, забывать, что в рационалистической по форме большевистской культуре присутствовали и «богостроительство» Луначарского — Базарова, и квазирелигиозные символы вроде памятника Иуде или пентаграммы, в том числе перевернутой.
Феномен убийства как ритуала
Не думаю, что мистические корни большевистской идеологии стоит искать в иудаизме. На продолжающейся выставке «Каждому по свободе? История одного народа в годы революции» очень убедительно показано, как большевики, среди которых было весьма немало людей еврейского происхождения, боролись с иудейской религией, сионизмом, изучением иврита. Известно, что в некоторых ветхозаветных текстах — и в позднейших текстах иудейских — есть жесткие выражения и повеления в адрес иноверных народов (такие тексты есть и в христианстве, и в исламе). Но пока, насколько известно, никто не нашел какого-либо оправдания ритуальных убийств или повеления их совершать. Различные, мягко говоря, неаутентичные публикации ХХ века — не в счет. К тому же нет ни одного доказанного случая совершения религиозно-ритуальных убийств именно иудеями, и это прекрасно продемонстрировал исход дела Бейлиса.
Впрочем, сам феномен убийства как ритуала — тайного или публичного — определенно существует. Как и феномен убийства на религиозной (или квазирелигиозной) почве. Церемониальные расправы «на камеру», устраиваемые запрещенными в России террористическими группировками — это разве не ритуальное действо? А публичные казни в Китае? А сатанинские действа, в том числе убийство монахов Оптиной пустыни ножом с цифрами 666? А массовое самоубийство членов секты Джима Джонса в Гайане в 1978 году? Можно, конечно, уйти от термина «ритуальное убийство», как предлагает Александр Борода. Но и выдвинутое им понятие «сакральная жертва» не покрывает всех особенностей рассматриваемого явления. Иногда жертва бывает самой обычной, а вот способ убийства связан с «необычными» квазирелигиозными взглядами.

И в случае убийства царской семьи, вокруг которого за сто лет накопилось много недоговоренностей, слухов, мистификаций, — стоит проверить все версии. От чудесного избавления до полного уничтожения тел. Потому что именно недосказанность и недоказанность порождают сомнение и недоверие к «официальным» выводам у многих людей, особенно у православных христиан, для которых царь и его семья — это святые, перед чьими иконами мы молимся и чьи мощи будем почитать, если не останется сомнений в их подлинности (кстати, наши светские коллеги забывают, что в этом случае речь пойдет не о «захоронении с оркестром» по ритуалу, разработанному Георгием Вилинбаховым, а о торжественном водворении мощей в храм с православными молитвами).
Голова на блюде
Кстати, среди участников убийства царской семьи был только один еврей — Яков Юровский. Но считать всех организаторов и участников расправы дурачками и «мелкими исполнителями» не стоит. Кто-то же начертал на стене дома Ипатьева мудрено модифицированные строки Гейне: «Belsatzar ward aber in selbiger Nacht Von seinen Knechten umgebracht» («Валтасар был этой ночью убит своими слугами», при этом имя древнего правителя изменили так, чтобы оно включало слово «царь»). Хотя и эту надпись могли сделать много позже — ведь до 14 августа 1918 года, когда ее обнаружили, доступ в печально знаменитый дом имело множество людей, причем и при красных, и при белых. Надо проверить и довольно логичные, но до сих пор ничем документально не подтвержденные слухи об отсечении головы императора и доставке ее в Москву, в Кремль. Между прочим, подобное действо совершалось и раньше — однако не евреями, а вполне себе русскими православными царскими властями: в середине XIX века в Петербург привезли голову Хаджи-Мурата, что до сих пор с неудовольствием вспоминают многие жителей Северного Кавказа.
Стоит очень тщательно подойти к версиям о фальсификации захоронения — например, проверить, не подменили ли скелет Николая II на останки его брата великого князя Михаила Александровича, которые до сих пор официально считаются не найденными. Генетическая картина в этом случае совпадет, а вот антропологические характеристики — не обязательно (есть споры вокруг совпадения черепа, приписываемого Николаю II, и его фотографий).

Самое же главное — не стесняться установить виновных в цареубийстве не только на уровне личностей, но и на уровне институций. Какова вина Уралсовета? Правда ли, что специально для решения вопроса о судьбе царской семьи была установлена телефонная связь между Лениным и главой исполкома Уралсовета Белобородовым? Если правда, то зафиксировано ли, о чем они говорили? И есть ли основания считать Совнарком и большевистскую партию также виновными?
В общем, вопросов остается немало. И я не вижу ни одного разумного основания для того, чтобы их отвергать, объявлять «необсуждаемыми» или включать в таинственные стоп-листы.
Протоиерей Всеволод Чаплин
Справка
Всеволод Анатольевич Чаплин — священник Русской православной церкви, протоиерей; настоятель московского храма Феодора Студита у Никитских ворот. Кандидат богословия.
- Родился в 1968 году в Москве в семье профессора Анатолия Чаплина.
- После окончания школы в 1985 году начал работу в издательском отделе Московского патриархата в отделе экспедиции; поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1990 году.
- С октября 1990 по март 2009 года работал в отделе внешних церковных связей Московского патриархата.
- В 1999 году возведен в сан протоиерея.
- С 2009 по 2015 год — председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества.
- Вел несколько передач на ТВ и радио.
- Публикуется в газете «Русь Державная». Ведет авторскую колонку в интернет-газете «Реальное время».
- Является автором нескольких фантастических произведений, опубликованных под псевдонимом Арон Шемайер.
Ваша реклама
Другие новости
Облако тэгов
Ваш Выбор Инноваций
Сегодня мы публикуем вторую часть прижизненной биографии Иосифа Сталина из настольного календаря 1941 года,...
Подробнее 19-июн-2021Чем примечательна дата 27 мая Фото: pastvu.com Сегодня, 27 мая, День образования ТАССР, общероссийский День...
Подробнее 27-мая-2022«Исторический путь татар» казанского ученого. Часть 46-я Фото: tatar-duslyk.ru Научный руководитель...
Подробнее 03-окт-2021Искандер Гилязов о том, как предводителя Крестьянской войны встречали в столице Казанской губернии Фото:...
Подробнее 05-дек-2018Фото: Ринат Назметдинов После торжественной сдачи собора Казанской иконы Божией Матери в Татарстане вновь...
Подробнее 27-июл-2021Отрывки из книги «Хроника тюрко-татарских государств». Часть 14 Фото: wikipedia.org «Реальное время»...
Подробнее 08-дек-2018В Набережных Челнах стартовали торжества по случаю 50-летия автогиганта, в гости ждут Владимира Путина Фото:...
Подробнее 06-дек-2019И сделали русских отличными от остальных славян, а татар — от остальных тюрок Фото: slavyanskaya-kultura.ru...
Подробнее 15-мар-2018


