6 вопросов о монголо-татарском иге - «История» » Ваш Выбор Инноваций

6 вопросов о монголо-татарском иге - «История»

История 17-10-2021, 10:20 Mansfield 148 0

В годовщину начала стояния на Угре разъясняем позицию историков относительно татаро-монгольского владычества на Руси


6 вопросов о монголо-татарском иге - «История»
Фото: rg.ru


В этот день, 17 октября 1480 года, началось событие, которое историки окрестили стоянием на Угре. Именно с ним ассоциируется сегодня окончательное освобождение России от монголо-татарского ига. «Реальное время» публикует эксплейнер, ответы на популярные вопросы об ордынском иге. А помогает нам в этом доцент кафедры истории Татарстана Института международных отношений КФУ, кандидат исторических наук Марат Гатин.


  1. Какова сейчас консенсусная версия историков о монголо-татарском иге? Было ли оно действительно игом?

    Среди историков, очевидно, и не может быть только одной трактовки прошедших событий. Историк всегда субъективен. Тем историческая наука и прекрасна, что позволяет взглянуть на прошлое с разных точек зрения. В тех же случаях, когда кто-то и где-то стремится сконструировать единую версию прошедших событий или явлений, речь идет в первую очередь о политике, а не о науке.

    Если говорить об иге, нужно напомнить, что этот термин в русских летописях не встречается, а впервые его употребил польский хронист Ян Длугош в конце XV столетия. Конечно, эпоху золотоордынского владычества над русскими землями нельзя назвать периодом расцвета в истории России. Это была власть чужеземцев и иноверцев. Многие моменты прошлого становятся яснее, если их анализировать и сравнивать.

    Но хотел бы обратить внимание читателей на то, что:

    — местная династия продолжила свое правление;
    — проводилась политика веротерпимости, местная религиозная организация не подверглась разгрому, а получила даже льготы;
    — были сохранены местные законы;
    — автохтонное население не было подвержено насильственным депортациям и продолжило жить на своих землях.

    Другими словами, если мы продолжаем называть это время игом, то как назвать ту систему властвования, которая сложилась в Волго-Уралье после середины XVI века? Слава Богу, от такой оценки постепенно начинают отходить. Например, термина «иго» уже нет в историко-культурном стандарте для школьного исторического образования в России.
  2. Как было организовано государство во времена монголо-татарского владычества на Руси, как управлялось?

    Говоря кратко, зависимость русских княжеств от Орды проявлялась в политической, экономической и культурной сферах.

    В политической сфере
    — это получение князьями у ханов ярлыков на княжение, то есть ни один князь не мог править без санкции золотоордынского правителя. Кроме того, на Руси появляются наместники хана — баскаки, которые следили за действиями князей. Хан был для русских людей высшей судебной инстанцией. Но во внутренних вопросах своих княжеств Рюриковичи действовали достаточно самостоятельно.

    В экономической сфере
    — это в первую очередь выплата ежегодной дани (продовольствием, деньгами, рабами).

    В культурной сфере
    — это предоставление привилегированного статуса Русской православной церкви, которая получила налоговый иммунитет и за время монголо-татарского владычества стала крупнейшим земельным собственником на Руси. А также влияние золотоордынской татарской культуры на быт, речь, обычаи русских людей.
  3. Есть версия о том, что за времена ига Русь окрепла в хозяйственном отношении и утихомирились междоусобные войны. Можно ли так сказать?

    Да, действительно, ханы были заинтересованы в стабильном получении налоговых сборов и, соответственно, им был выгоден мир в русских землях. Как бы там ни было, количество княжеских междоусобиц резко сократилось. Москва, получив ханское покровительство в начале XIV века, стала энергично развиваться, и здесь развернулось активное строительство. Так что при всех минусах ордынского владычества нужно помнить, что Золотая Орда сыграла решающую роль в том, что именно Москве впоследствии удалось собрать Северо-Восточную Русь в единое государство.
  4. Какие можно перечислить основные социокультурные явления, оставшиеся Руси после татаро-монгол?

    Эти явления обнаруживают свой след прежде всего в государственном управлении, военном деле, ювелирном искусстве и одежде допетровской Руси. Все это хорошо видно по многочисленным заимствованиям из татарского и других восточных языков той поры в русской речи (казна, деньги, таможня, караул, алмаз, башмак, кафтан и т.д. и т.п.).

  5. Откуда взялось название «татаро-монголы»? Это был один сборный этнос? И были ли среди завоевателей Руси татары в современном понимании этого слова?

    Иногда говорят, что термин «татаро-монголы» или «монголо-татары» — искусственный конструкт и появился лишь в XIX веке. Но это не так. Данное понятие реально существовало уже в XIII веке и использовалось в разных частях Евразии, о чем свидетельствуют сами исторические источники: например, китайцы пишут о «мэн-да», а армяне о «мугал-татарах». «Монголо-татары» — это для XIII века скорее не этническая характеристика, а обозначение представителей Монгольской империи, то есть своего рода политоним. Примечательно, что русские летописи сообщают нам о татарах, но не о монголах. Термин «татар» в ту эпоху очевидно играл роль соционима — названия группы золотоордынского общества, связанной прежде всего с военной или чиновничьей службой. Это были люди разного этнического происхождения, но в основном тюрки.

    Современные татары, несмотря на всякого рода спекуляции, имеют непосредственное прямое отношение к татарам того времени. Скептикам можно посоветовать, например, почитать такой памятник литературы золотоордынской эпохи, как «Кодекс Куманикус». В нем тюркский язык обозначен как «татарча», и он будет понятен знающему татарский язык человеку.
  6. Почему за время монголо-татарского владычества Русь смогла сохранить православие? И правда ли, что за эти века на Руси строилось больше церквей, чем до того?

    Золотая Орда была крупнейшим государством Европы XIII–XV вв. Это государство, в котором жили мусульмане, христиане и язычники. Насильственное насаждение какой-либо веры среди своих подданных никогда не стояло в политических задачах у золотоордынских ханов. Это и понятно: такая политика вызвала бы сопротивление. Для золотоордынского государства была характерна религиозная терпимость, что, кстати, удивляло чужеземцев. Для ханов важна была в первую очередь политическая лояльность ордынской власти.

    Как уже отмечалось ранее, Русская православная церковь имела особый привилегированный статус. Говоря о церковном строительстве в период золотоордынского владычества над Русью, хочу отметить, что памятников этого времени сохранилось немало.

Кристина Иванова, репродукции: wikipedia.org
Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
В годовщину начала стояния на Угре разъясняем позицию историков относительно татаро-монгольского владычества на Руси Фото: rg.ru В этот день, 17 октября 1480 года, началось событие, которое историки окрестили стоянием на Угре. Именно с ним ассоциируется сегодня окончательное освобождение России от монголо-татарского ига. «Реальное время» публикует эксплейнер, ответы на популярные вопросы об ордынском иге. А помогает нам в этом доцент кафедры истории Татарстана Института международных отношений КФУ, кандидат исторических наук Марат Гатин. Какова сейчас консенсусная версия историков о монголо-татарском иге? Было ли оно действительно игом? Среди историков, очевидно, и не может быть только одной трактовки прошедших событий. Историк всегда субъективен. Тем историческая наука и прекрасна, что позволяет взглянуть на прошлое с разных точек зрения. В тех же случаях, когда кто-то и где-то стремится сконструировать единую версию прошедших событий или явлений, речь идет в первую очередь о политике, а не о науке. Если говорить об иге, нужно напомнить, что этот термин в русских летописях не встречается, а впервые его употребил польский хронист Ян Длугош в конце XV столетия. Конечно, эпоху золотоордынского владычества над русскими землями нельзя назвать периодом расцвета в истории России. Это была власть чужеземцев и иноверцев. Многие моменты прошлого становятся яснее, если их анализировать и сравнивать. Но хотел бы обратить внимание читателей на то, что: — местная династия продолжила свое правление; — проводилась политика веротерпимости, местная религиозная организация не подверглась разгрому, а получила даже льготы; — были сохранены местные законы; — автохтонное население не было подвержено насильственным депортациям и продолжило жить на своих землях. Другими словами, если мы продолжаем называть это время игом, то как назвать ту систему властвования, которая сложилась в Волго-Уралье после середины XVI века? Слава Богу, от такой оценки постепенно начинают отходить. Например, термина «иго» уже нет в историко-культурном стандарте для школьного исторического образования в России. Как было организовано государство во времена монголо-татарского владычества на Руси, как управлялось? Говоря кратко, зависимость русских княжеств от Орды проявлялась в политической, экономической и культурной сферах. В политической сфере — это получение князьями у ханов ярлыков на княжение, то есть ни один князь не мог править без санкции золотоордынского правителя. Кроме того, на Руси появляются наместники хана — баскаки, которые следили за действиями князей. Хан был для русских людей высшей судебной инстанцией. Но во внутренних вопросах своих княжеств Рюриковичи действовали достаточно самостоятельно. В экономической сфере — это в первую очередь выплата ежегодной дани (продовольствием, деньгами, рабами). В культурной сфере — это предоставление привилегированного статуса Русской православной церкви, которая получила налоговый иммунитет и за время монголо-татарского владычества стала крупнейшим земельным собственником на Руси. А также влияние золотоордынской татарской культуры на быт, речь, обычаи русских людей. Есть версия о том, что за времена ига Русь окрепла в хозяйственном отношении и утихомирились междоусобные войны. Можно ли так сказать? Да, действительно, ханы были заинтересованы в стабильном получении налоговых сборов и, соответственно, им был выгоден мир в русских землях. Как бы там ни было, количество княжеских междоусобиц резко сократилось. Москва, получив ханское покровительство в начале XIV века, стала энергично развиваться, и здесь развернулось активное строительство. Так что при всех минусах ордынского владычества нужно помнить, что Золотая Орда сыграла решающую роль в том, что именно Москве впоследствии удалось собрать Северо-Восточную Русь в единое государство. Какие можно перечислить основные социокультурные явления, оставшиеся Руси после татаро-монгол? Эти явления обнаруживают свой след прежде всего в государственном управлении, военном деле, ювелирном искусстве и одежде допетровской Руси. Все это хорошо видно по многочисленным заимствованиям из татарского и других восточных языков той поры в русской речи (казна, деньги, таможня, караул, алмаз, башмак, кафтан и т.д. и т.п.). Откуда взялось название «татаро-монголы»? Это был один сборный этнос? И были ли среди завоевателей Руси татары в современном понимании этого слова? Иногда говорят, что термин «татаро-монголы» или «монголо-татары» — искусственный конструкт и появился лишь в XIX веке. Но это не так. Данное понятие реально существовало уже в XIII веке и использовалось в разных частях Евразии, о чем свидетельствуют сами исторические источники: например, китайцы пишут о «мэн-да», а армяне о «мугал-татарах». «Монголо-татары» — это для XIII века скорее не этническая характеристика, а обозначение представителей Монгольской империи, то есть своего рода политоним. Примечательно, что русские летописи сообщают нам о татарах, но не о монголах. Термин «татар» в ту эпоху очевидно играл роль соционима — названия группы золотоордынского общества, связанной прежде всего с военной или чиновничьей службой. Это были люди разного этнического происхождения, но в основном тюрки. Современные татары, несмотря на всякого рода спекуляции, имеют непосредственное прямое отношение к татарам того времени. Скептикам можно посоветовать, например, почитать такой памятник литературы золотоордынской эпохи, как «Кодекс Куманикус». В нем тюркский язык обозначен как «татарча», и он будет понятен знающему татарский язык человеку. Почему за время монголо-татарского владычества Русь смогла сохранить православие? И правда ли, что за эти века на Руси строилось больше церквей, чем до того? Золотая Орда была крупнейшим государством Европы XIII–XV вв. Это государство, в котором жили мусульмане, христиане и язычники. Насильственное насаждение какой-либо веры среди своих подданных никогда не стояло в политических задачах у золотоордынских ханов. Это и понятно: такая политика вызвала бы сопротивление. Для золотоордынского государства была характерна религиозная терпимость, что, кстати, удивляло чужеземцев. Для ханов важна была в первую очередь политическая лояльность ордынской власти. Как уже отмечалось ранее, Русская православная церковь имела особый привилегированный статус. Говоря о церковном строительстве в период золотоордынского владычества над Русью, хочу отметить, что памятников этого времени сохранилось немало. Кристина Иванова, репродукции: wikipedia.org
Похожие новости
«Туберкулезные больные будут болтаться по Казани» - «Инфраструктура»

За 107-летнюю историю противотуберкулезный санаторий татарстанской столицы ни разу капитально не...

Подробнее 0
Как всего лишь из-за одного слова можно лишиться наследства: реальный пример - «Дайджест»

Сивакова И. В. Источник: Юридические тонкости Человек может лишиться наследства, если его близкий...

Подробнее 0
Айрат Ситдиков: «Шаймиев говорил: если руки друг другу пожали — значит приняли решение» - «Культура»

Минтимер Шаймиев в историях — спецпроект «Реального времени». Часть 20-я Фото: Роман Хасаев Первому...

Подробнее 0
Нужны ли филиалы в вузах: 5 неочевидных фактов об образовании в отделениях университета - «Образование»

Фото: realnoevremya.ru Чаще, чем разговоры о необходимости самого высшего образования, звучат только...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 60-я Еще в 1895 году на Волге близ Казани...

Подробнее 17-окт-2019

Чем примечательна дата 25 июня Фото: 100tatarstan.ru Сегодня, 25 июня, в России — День работника статистики,...

Подробнее 25-июн-2021

Как борьба за суверенитет Татарстана обернулась добровольной отставкой ныне покойного главы прокуратуры...

Подробнее 10-июн-2018

Реакция читателей на колонку Салавата Хамидуллина о падении Казанского ханства. Число комментариев движется...

Подробнее 02-ноя-2018

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 160-я Фото: из фондов Историко-краеведческого...

Подробнее 25-янв-2020

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 111-я Фото: из фондов Елабужского...

Подробнее 07-дек-2019

«Черный мальчик» Бюлент Эджевит Фото: timeturk.com Казанский исследователь Булат Ногманов продолжает...

Подробнее 24-ноя-2019

Из книги востоковеда-татарофила о влиянии татар на жизнь русского народа. Часть 27 Фото: haiam.ru Известный...

Подробнее 09-мая-2020

Яндекс.Метрика