Дискотека 90-х: как эстрада Татарстана запела под фонограмму - «Культура» » Ваш Выбор Инноваций

Дискотека 90-х: как эстрада Татарстана запела под фонограмму - «Культура»

Культура 4-04-2022, 10:20 Holmes 61 0

Проект «Реального времени»: татарстанская эстрада лихих лет


Дискотека 90-х: как эстрада Татарстана запела под фонограмму - «Культура»
Фото: avito.ru


В начале марта мы закончили публикацию основных материалов сайта «100 татарских песен XX века». Мы рассказывали, что слушали татары до революции, после нее, во время коллективизации, в военные годы, во времена популяризации телевидения и в эпоху оттепели. Про 1970-е мы рассказывали в двух частях, также поступили с песнями из 1980-х. Последняя серия наша была посвящена песням 1990-х. Этот период, наиболее близкий нам исторически, требует более пристального изучения, чем мы и займемся в цикле статей.


На сцене — мебель

Как отмечает профессор Казанской консерватории Зимфира Сайдашева, с распадом СССР музыканты различного уровня пережили серьезную трансформацию. Бытовое пение, изучаемое фольклористами, обосновалось в домах культуры, на фестивалях, в статьях периодической печати. Активнее стали выступать любители — к примеру, хоть и немного, но появились такие люди, как авторы-исполнители, чего невозможно было представить в советское время. Музыку пишет композитор, поэт сочиняет стихи, певец получает материал от аранжировщика. Однако если песни проходили через горнило худсоветов (и было бы любопытно узнать, что эти апологеты цензуры и высокого вкуса одновременно не пропускали), то сейчас было достаточно найти кооператив, готовый тиражировал твои кассеты. Любопытно, кстати, что в русскоязычной музыке были свои подпольщики, записывавшие альбомы самостоятельно. О татарских коллективах или певцах такого рода ничего не известно.

СМИ активно писали о новых звездах, благо теперь и монополии на гастроли не было. Визуально их концерты не были похожи на выступления предшественников. Если раньше ездящие по районам и селам таланты сидели на ставке в филармонии, то теперь за каждого человека на сцене и вне ее расплачивалась звезда. А значит, эти расходы необходимо минимизировать: нормальной аппаратуры в деревнях нет, русская поп-музыка 80-х уже приучила к пению под «минус», главное — это голос артиста, а под что и с кем он выходит на сцену — неважно.

То есть если раньше музыкант пел в сопровождении живых инструментов, то теперь дело могло ограничиться выходом «мебели» — так называли инструменталистов, которые только изображали игру на гитаре или баяне.

С другой стороны, был и компромисс: что-то звучит с диска, поверх этого переливается баян. Самый жесткий вариант — выходить и открывать рот под плюс, делая упор на общение со зрителем, танцы, смену костюмов.

Основным инструментом эстрады становится синтезатор. В 1980-е годы многие композиторы уже исследуют его возможности, выпуская записи в стили татарского электропопа — тому пример записи Луизы Батыр-Булгари и Резеды Ахияровой. Поначалу синтезаторы не смешиваются с баянами, однако встроенные ритм-боксы, заменяющие барабанщиков, приводят к тому, что татарская музыка переходит на четыре четверти. Никаких вальсов. А о каких-нибудь размерах типа 7/8 было забыто еще в начале прошлого века.

Таким образом, сокращается и количество жанров. Если религиозные песни ушли после революции, то протяжные песни превращаются в фольклор в 1960-е. Главные жанры теперь — это «кыска көй», «салмак көй» и «такмак».

Баян — лучший друг синтезатора

Баяны, которые раньше использовали для экономного, но эффектного формата «вокалист+инструменталист», подключаются к синтезаторам в 1990-е. Есть мнение, что это связано с новым статусом Татарстана. Суверенитет, рост национального самосознания — и новый звук, с одной стороны, как бы модный (электронный), с другой — корневой (баянный). Чем еще удобен синтезатор — в нем можно «запрограммировать» аранжировку и запускать ее одной кнопкой.

Любопытно, что многие звезды тех лет приезжают в Татарстан из Башкортостана — это и Фатхутдинов, и Айдар Галимов, и Хания Фархи. Еще один форпост — Москва: оттуда наведывается коллектив «Изге ай».

При этом к новым явлениям привыкают не сразу. Хороший пример — концерт Салавата Фатхутдинова 1992 года, где синтезатор редко включается и заменяет в основном ритм-бокс. Но при этом в начале 1990-х Салават не только поет, но и выступает со стендапом.

Полноценной инфраструктуры еще нет: радио, телевидение, лейблов. Однако в каждом ларьке можно купить записи артистов. Любопытно, что русскоязычная эстрада в эти годы как-то заметно себя не проявляет, хотя «БИМ-радио» появляется в 1994 году. С другой стороны, сейчас артистов, начинавших в Казани, а потом зазвучавших на крупных площадках страны, достаточно. Но это уже новая история.


Радиф Кашапов
Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Проект «Реального времени»: татарстанская эстрада лихих лет Фото: avito.ru В начале марта мы закончили публикацию основных материалов сайта «100 татарских песен XX века». Мы рассказывали, что слушали татары до революции, после нее, во время коллективизации, в военные годы, во времена популяризации телевидения и в эпоху оттепели. Про 1970-е мы рассказывали в двух частях, также поступили с песнями из 1980-х. Последняя серия наша была посвящена песням 1990-х. Этот период, наиболее близкий нам исторически, требует более пристального изучения, чем мы и займемся в цикле статей. На сцене — мебель Как отмечает профессор Казанской консерватории Зимфира Сайдашева, с распадом СССР музыканты различного уровня пережили серьезную трансформацию. Бытовое пение, изучаемое фольклористами, обосновалось в домах культуры, на фестивалях, в статьях периодической печати. Активнее стали выступать любители — к примеру, хоть и немного, но появились такие люди, как авторы-исполнители, чего невозможно было представить в советское время. Музыку пишет композитор, поэт сочиняет стихи, певец получает материал от аранжировщика. Однако если песни проходили через горнило худсоветов (и было бы любопытно узнать, что эти апологеты цензуры и высокого вкуса одновременно не пропускали), то сейчас было достаточно найти кооператив, готовый тиражировал твои кассеты. Любопытно, кстати, что в русскоязычной музыке были свои подпольщики, записывавшие альбомы самостоятельно. О татарских коллективах или певцах такого рода ничего не известно. СМИ активно писали о новых звездах, благо теперь и монополии на гастроли не было. Визуально их концерты не были похожи на выступления предшественников. Если раньше ездящие по районам и селам таланты сидели на ставке в филармонии, то теперь за каждого человека на сцене и вне ее расплачивалась звезда. А значит, эти расходы необходимо минимизировать: нормальной аппаратуры в деревнях нет, русская поп-музыка 80-х уже приучила к пению под «минус», главное — это голос артиста, а под что и с кем он выходит на сцену — неважно. То есть если раньше музыкант пел в сопровождении живых инструментов, то теперь дело могло ограничиться выходом «мебели» — так называли инструменталистов, которые только изображали игру на гитаре или баяне. С другой стороны, был и компромисс: что-то звучит с диска, поверх этого переливается баян. Самый жесткий вариант — выходить и открывать рот под плюс, делая упор на общение со зрителем, танцы, смену костюмов. Основным инструментом эстрады становится синтезатор. В 1980-е годы многие композиторы уже исследуют его возможности, выпуская записи в стили татарского электропопа — тому пример записи Луизы Батыр-Булгари и Резеды Ахияровой. Поначалу синтезаторы не смешиваются с баянами, однако встроенные ритм-боксы, заменяющие барабанщиков, приводят к тому, что татарская музыка переходит на четыре четверти. Никаких вальсов. А о каких-нибудь размерах типа 7/8 было забыто еще в начале прошлого века. Таким образом, сокращается и количество жанров. Если религиозные песни ушли после революции, то протяжные песни превращаются в фольклор в 1960-е. Главные жанры теперь — это «кыска көй», «салмак көй» и «такмак». Баян — лучший друг синтезатора Баяны, которые раньше использовали для экономного, но эффектного формата «вокалист инструменталист», подключаются к синтезаторам в 1990-е. Есть мнение, что это связано с новым статусом Татарстана. Суверенитет, рост национального самосознания — и новый звук, с одной стороны, как бы модный (электронный), с другой — корневой (баянный). Чем еще удобен синтезатор — в нем можно «запрограммировать» аранжировку и запускать ее одной кнопкой. Любопытно, что многие звезды тех лет приезжают в Татарстан из Башкортостана — это и Фатхутдинов, и Айдар Галимов, и Хания Фархи. Еще один форпост — Москва: оттуда наведывается коллектив «Изге ай». При этом к новым явлениям привыкают не сразу. Хороший пример — концерт Салавата Фатхутдинова 1992 года, где синтезатор редко включается и заменяет в основном ритм-бокс. Но при этом в начале 1990-х Салават не только поет, но и выступает со стендапом. Полноценной инфраструктуры еще нет: радио, телевидение, лейблов. Однако в каждом ларьке можно купить записи артистов. Любопытно, что русскоязычная эстрада в эти годы как-то заметно себя не проявляет, хотя «БИМ-радио» появляется в 1994 году. С другой стороны, сейчас артистов, начинавших в Казани, а потом зазвучавших на крупных площадках страны, достаточно. Но это уже новая история. Радиф Кашапов
Похожие новости
Лейла Фазлеева: «Восстановление после коронавируса для меня было сложным процессом и длительным» - «Медицина»

В каких санаториях помогут при осложнениях после ковида и почему баня при коронавирусе под строгим запретом...

Подробнее 0
Фотомарафон «100-летие ТАССР»: студенты 5-го курса КИИКСа, призванные в армию в 1941 году - «История»

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 109-я Осенью 1940 года Казанский институт...

Подробнее 0
Захарова связала последние заявления властей США с курсом по Украине - «Власть»

Нельзя исключить, что различные по направленности заявления представителей американской администрации по...

Подробнее 0
Как будет делиться квартира в суде? - «Дайджест»

Текст подготовила Мария Гуреева Источник: Domofond.ru — 11 лет назад умерла моя мама. До ее смерти я жила с...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

В казанской галерее «Дом ART» проходит ретроспективная выставка художника Фото: Максим Платонов В галерее...

Подробнее 25-янв-2021

Ирина Сергеевна Дубинина отдала преподаванию фортепиано 70 лет Фото: Илья Репин Сегодня в Казани простились...

Подробнее 14-янв-2021

В книге собрана 41 композиция Лидии Ахметовой на стихи татарских поэтов Фото: предоставлено пресс-службой...

Подробнее 26-фев-2022

На этот раз премия досталась писателю, ни одно из произведений которого еще не перевели на русский язык...

Подробнее 10-окт-2021

В ДУМ РТ призвали ДУМ РФ не выносить разбирательства «в публичную плоскость, всем на потеху, и не омрачать...

Подробнее 20-янв-2022

Татарский детский телеканал отпраздновал двухлетие ярким концертом и добрыми напутствиями гостей с просьбой...

Подробнее 11-дек-2020

Букет фестиваля «Белая сирень» составили пять концертов, десять громких имен и один симфонический оркестр...

Подробнее 21-мая-2022

Как выстроить долгосрочные и эффективные отношения через рекомендации «науки об общении» Фото: Ринат...

Подробнее 08-янв-2021

Яндекс.Метрика