Дискотека 90-х: как эстрада Татарстана запела под фонограмму - «Культура»
Культура 4-04-2022, 10:20 Holmes 65 0
Проект «Реального времени»: татарстанская эстрада лихих лет

В начале марта мы закончили публикацию основных материалов сайта «100 татарских песен XX века». Мы рассказывали, что слушали татары до революции, после нее, во время коллективизации, в военные годы, во времена популяризации телевидения и в эпоху оттепели. Про 1970-е мы рассказывали в двух частях, также поступили с песнями из 1980-х. Последняя серия наша была посвящена песням 1990-х. Этот период, наиболее близкий нам исторически, требует более пристального изучения, чем мы и займемся в цикле статей.
На сцене — мебель

СМИ активно писали о новых звездах, благо теперь и монополии на гастроли не было. Визуально их концерты не были похожи на выступления предшественников. Если раньше ездящие по районам и селам таланты сидели на ставке в филармонии, то теперь за каждого человека на сцене и вне ее расплачивалась звезда. А значит, эти расходы необходимо минимизировать: нормальной аппаратуры в деревнях нет, русская поп-музыка 80-х уже приучила к пению под «минус», главное — это голос артиста, а под что и с кем он выходит на сцену — неважно.
То есть если раньше музыкант пел в сопровождении живых инструментов, то теперь дело могло ограничиться выходом «мебели» — так называли инструменталистов, которые только изображали игру на гитаре или баяне.
С другой стороны, был и компромисс: что-то звучит с диска, поверх этого переливается баян. Самый жесткий вариант — выходить и открывать рот под плюс, делая упор на общение со зрителем, танцы, смену костюмов.
Основным инструментом эстрады становится синтезатор. В 1980-е годы многие композиторы уже исследуют его возможности, выпуская записи в стили татарского электропопа — тому пример записи Луизы Батыр-Булгари и Резеды Ахияровой. Поначалу синтезаторы не смешиваются с баянами, однако встроенные ритм-боксы, заменяющие барабанщиков, приводят к тому, что татарская музыка переходит на четыре четверти. Никаких вальсов. А о каких-нибудь размерах типа 7/8 было забыто еще в начале прошлого века.
Таким образом, сокращается и количество жанров. Если религиозные песни ушли после революции, то протяжные песни превращаются в фольклор в 1960-е. Главные жанры теперь — это «кыска көй», «салмак көй» и «такмак».
Баян — лучший друг синтезатора
Баяны, которые раньше использовали для экономного, но эффектного формата «вокалист+инструменталист», подключаются к синтезаторам в 1990-е. Есть мнение, что это связано с новым статусом Татарстана. Суверенитет, рост национального самосознания — и новый звук, с одной стороны, как бы модный (электронный), с другой — корневой (баянный). Чем еще удобен синтезатор — в нем можно «запрограммировать» аранжировку и запускать ее одной кнопкой.
Любопытно, что многие звезды тех лет приезжают в Татарстан из Башкортостана — это и Фатхутдинов, и Айдар Галимов, и Хания Фархи. Еще один форпост — Москва: оттуда наведывается коллектив «Изге ай».
При этом к новым явлениям привыкают не сразу. Хороший пример — концерт Салавата Фатхутдинова 1992 года, где синтезатор редко включается и заменяет в основном ритм-бокс. Но при этом в начале 1990-х Салават не только поет, но и выступает со стендапом.
Полноценной инфраструктуры еще нет: радио, телевидение, лейблов. Однако в каждом ларьке можно купить записи артистов. Любопытно, что русскоязычная эстрада в эти годы как-то заметно себя не проявляет, хотя «БИМ-радио» появляется в 1994 году. С другой стороны, сейчас артистов, начинавших в Казани, а потом зазвучавших на крупных площадках страны, достаточно. Но это уже новая история.
Радиф Кашапов
Ваша реклама
Другие новости
Облако тэгов
Ваш Выбор Инноваций
Присяжные освободили четверых вандалов, снесших статую работорговца, которого в Англии более 100 лет...
Подробнее 12-янв-2022Чем примечательна дата 24 июля? Фото: wikipedia.org Сегодня, 24 июля, в Вануату празднуют день детей. А в...
Подробнее 24-июл-2022KazanSummit, Всемирный форум богословов и торжества в древнем Болгаре — итоги недели от программы «7 дней»...
Подробнее 23-мая-2022Смог ли Туфан Имамутдинов изменить что-то в Тинчуринском? Фото: Ринат Назметдинов В театре Карима Тинчурина...
Подробнее 20-ноя-2020Спорные помещения второй год не могут продать ни за 300 млн, ни за 70 млн рублей Фото: Виталий Ахмеров...
Подробнее 05-окт-2021В ГСИ открылась выставка пермского художника, чья скульптура скоро украсит улицу Миславского в Казани...
Подробнее 10-сен-2025Звезды российской сцены представят четыре спектакля по классическим пьесам — октябрь в театре им. Качалова...
Подробнее 28-сен-2021В Галерее современного искусства открылась выставка «Бубновый валет» Фото: Ринат Назметдинов В Галерее...
Подробнее 25-фев-2022


