Дискотека 90-х: как эстрада Татарстана запела под фонограмму - «Культура» » Ваш Выбор Инноваций

Дискотека 90-х: как эстрада Татарстана запела под фонограмму - «Культура»

Культура 4-04-2022, 10:20 Holmes 65 0

Проект «Реального времени»: татарстанская эстрада лихих лет


Дискотека 90-х: как эстрада Татарстана запела под фонограмму - «Культура»
Фото: avito.ru


В начале марта мы закончили публикацию основных материалов сайта «100 татарских песен XX века». Мы рассказывали, что слушали татары до революции, после нее, во время коллективизации, в военные годы, во времена популяризации телевидения и в эпоху оттепели. Про 1970-е мы рассказывали в двух частях, также поступили с песнями из 1980-х. Последняя серия наша была посвящена песням 1990-х. Этот период, наиболее близкий нам исторически, требует более пристального изучения, чем мы и займемся в цикле статей.


На сцене — мебель

Как отмечает профессор Казанской консерватории Зимфира Сайдашева, с распадом СССР музыканты различного уровня пережили серьезную трансформацию. Бытовое пение, изучаемое фольклористами, обосновалось в домах культуры, на фестивалях, в статьях периодической печати. Активнее стали выступать любители — к примеру, хоть и немного, но появились такие люди, как авторы-исполнители, чего невозможно было представить в советское время. Музыку пишет композитор, поэт сочиняет стихи, певец получает материал от аранжировщика. Однако если песни проходили через горнило худсоветов (и было бы любопытно узнать, что эти апологеты цензуры и высокого вкуса одновременно не пропускали), то сейчас было достаточно найти кооператив, готовый тиражировал твои кассеты. Любопытно, кстати, что в русскоязычной музыке были свои подпольщики, записывавшие альбомы самостоятельно. О татарских коллективах или певцах такого рода ничего не известно.

СМИ активно писали о новых звездах, благо теперь и монополии на гастроли не было. Визуально их концерты не были похожи на выступления предшественников. Если раньше ездящие по районам и селам таланты сидели на ставке в филармонии, то теперь за каждого человека на сцене и вне ее расплачивалась звезда. А значит, эти расходы необходимо минимизировать: нормальной аппаратуры в деревнях нет, русская поп-музыка 80-х уже приучила к пению под «минус», главное — это голос артиста, а под что и с кем он выходит на сцену — неважно.

То есть если раньше музыкант пел в сопровождении живых инструментов, то теперь дело могло ограничиться выходом «мебели» — так называли инструменталистов, которые только изображали игру на гитаре или баяне.

С другой стороны, был и компромисс: что-то звучит с диска, поверх этого переливается баян. Самый жесткий вариант — выходить и открывать рот под плюс, делая упор на общение со зрителем, танцы, смену костюмов.

Основным инструментом эстрады становится синтезатор. В 1980-е годы многие композиторы уже исследуют его возможности, выпуская записи в стили татарского электропопа — тому пример записи Луизы Батыр-Булгари и Резеды Ахияровой. Поначалу синтезаторы не смешиваются с баянами, однако встроенные ритм-боксы, заменяющие барабанщиков, приводят к тому, что татарская музыка переходит на четыре четверти. Никаких вальсов. А о каких-нибудь размерах типа 7/8 было забыто еще в начале прошлого века.

Таким образом, сокращается и количество жанров. Если религиозные песни ушли после революции, то протяжные песни превращаются в фольклор в 1960-е. Главные жанры теперь — это «кыска көй», «салмак көй» и «такмак».

Баян — лучший друг синтезатора

Баяны, которые раньше использовали для экономного, но эффектного формата «вокалист+инструменталист», подключаются к синтезаторам в 1990-е. Есть мнение, что это связано с новым статусом Татарстана. Суверенитет, рост национального самосознания — и новый звук, с одной стороны, как бы модный (электронный), с другой — корневой (баянный). Чем еще удобен синтезатор — в нем можно «запрограммировать» аранжировку и запускать ее одной кнопкой.

Любопытно, что многие звезды тех лет приезжают в Татарстан из Башкортостана — это и Фатхутдинов, и Айдар Галимов, и Хания Фархи. Еще один форпост — Москва: оттуда наведывается коллектив «Изге ай».

При этом к новым явлениям привыкают не сразу. Хороший пример — концерт Салавата Фатхутдинова 1992 года, где синтезатор редко включается и заменяет в основном ритм-бокс. Но при этом в начале 1990-х Салават не только поет, но и выступает со стендапом.

Полноценной инфраструктуры еще нет: радио, телевидение, лейблов. Однако в каждом ларьке можно купить записи артистов. Любопытно, что русскоязычная эстрада в эти годы как-то заметно себя не проявляет, хотя «БИМ-радио» появляется в 1994 году. С другой стороны, сейчас артистов, начинавших в Казани, а потом зазвучавших на крупных площадках страны, достаточно. Но это уже новая история.


Радиф Кашапов
Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Проект «Реального времени»: татарстанская эстрада лихих лет Фото: avito.ru В начале марта мы закончили публикацию основных материалов сайта «100 татарских песен XX века». Мы рассказывали, что слушали татары до революции, после нее, во время коллективизации, в военные годы, во времена популяризации телевидения и в эпоху оттепели. Про 1970-е мы рассказывали в двух частях, также поступили с песнями из 1980-х. Последняя серия наша была посвящена песням 1990-х. Этот период, наиболее близкий нам исторически, требует более пристального изучения, чем мы и займемся в цикле статей. На сцене — мебель Как отмечает профессор Казанской консерватории Зимфира Сайдашева, с распадом СССР музыканты различного уровня пережили серьезную трансформацию. Бытовое пение, изучаемое фольклористами, обосновалось в домах культуры, на фестивалях, в статьях периодической печати. Активнее стали выступать любители — к примеру, хоть и немного, но появились такие люди, как авторы-исполнители, чего невозможно было представить в советское время. Музыку пишет композитор, поэт сочиняет стихи, певец получает материал от аранжировщика. Однако если песни проходили через горнило худсоветов (и было бы любопытно узнать, что эти апологеты цензуры и высокого вкуса одновременно не пропускали), то сейчас было достаточно найти кооператив, готовый тиражировал твои кассеты. Любопытно, кстати, что в русскоязычной музыке были свои подпольщики, записывавшие альбомы самостоятельно. О татарских коллективах или певцах такого рода ничего не известно. СМИ активно писали о новых звездах, благо теперь и монополии на гастроли не было. Визуально их концерты не были похожи на выступления предшественников. Если раньше ездящие по районам и селам таланты сидели на ставке в филармонии, то теперь за каждого человека на сцене и вне ее расплачивалась звезда. А значит, эти расходы необходимо минимизировать: нормальной аппаратуры в деревнях нет, русская поп-музыка 80-х уже приучила к пению под «минус», главное — это голос артиста, а под что и с кем он выходит на сцену — неважно. То есть если раньше музыкант пел в сопровождении живых инструментов, то теперь дело могло ограничиться выходом «мебели» — так называли инструменталистов, которые только изображали игру на гитаре или баяне. С другой стороны, был и компромисс: что-то звучит с диска, поверх этого переливается баян. Самый жесткий вариант — выходить и открывать рот под плюс, делая упор на общение со зрителем, танцы, смену костюмов. Основным инструментом эстрады становится синтезатор. В 1980-е годы многие композиторы уже исследуют его возможности, выпуская записи в стили татарского электропопа — тому пример записи Луизы Батыр-Булгари и Резеды Ахияровой. Поначалу синтезаторы не смешиваются с баянами, однако встроенные ритм-боксы, заменяющие барабанщиков, приводят к тому, что татарская музыка переходит на четыре четверти. Никаких вальсов. А о каких-нибудь размерах типа 7/8 было забыто еще в начале прошлого века. Таким образом, сокращается и количество жанров. Если религиозные песни ушли после революции, то протяжные песни превращаются в фольклор в 1960-е. Главные жанры теперь — это «кыска көй», «салмак көй» и «такмак». Баян — лучший друг синтезатора Баяны, которые раньше использовали для экономного, но эффектного формата «вокалист инструменталист», подключаются к синтезаторам в 1990-е. Есть мнение, что это связано с новым статусом Татарстана. Суверенитет, рост национального самосознания — и новый звук, с одной стороны, как бы модный (электронный), с другой — корневой (баянный). Чем еще удобен синтезатор — в нем можно «запрограммировать» аранжировку и запускать ее одной кнопкой. Любопытно, что многие звезды тех лет приезжают в Татарстан из Башкортостана — это и Фатхутдинов, и Айдар Галимов, и Хания Фархи. Еще один форпост — Москва: оттуда наведывается коллектив «Изге ай». При этом к новым явлениям привыкают не сразу. Хороший пример — концерт Салавата Фатхутдинова 1992 года, где синтезатор редко включается и заменяет в основном ритм-бокс. Но при этом в начале 1990-х Салават не только поет, но и выступает со стендапом. Полноценной инфраструктуры еще нет: радио, телевидение, лейблов. Однако в каждом ларьке можно купить записи артистов. Любопытно, что русскоязычная эстрада в эти годы как-то заметно себя не проявляет, хотя «БИМ-радио» появляется в 1994 году. С другой стороны, сейчас артистов, начинавших в Казани, а потом зазвучавших на крупных площадках страны, достаточно. Но это уже новая история. Радиф Кашапов
Похожие новости
Мавлид в Болгаре: без высоких гостей, но с новым тафсиром и турецким хедлайнером - «Образование»

В Татарстане в седьмой раз отпраздновали день рождения пророка Мухаммада Фото: Ринат Назметдинов Вчера...

Подробнее 0
В Норильске от угарного газа в машине погибла пара влюбленных подростков - «Происшествия»

Спустя двое суток отец девочки обнаружил детей в гараже. Прокуратура Красноярского края Красноярск, 9...

Подробнее 0
В большинстве регионов страны подорожала аренда дач - «Аналитика рынка»

Источник: Мир Квартир За год, с апреля прошлого года по апрель нынешнего, в двух третях регионов аренда дач...

Подробнее 0
Фотомарафон «100-летие ТАССР»: девушки на берегу Камы. Елабуга, 1957 год - «История»

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 128-я К 1959 году население Елабуги составляло...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

Фото: Ринат Назметдинов Казань простилась с заслуженным работником культуры Татарстана, экс-директором...

Подробнее 04-авг-2021

Фото: Ринат Назметдинов Завершился первый сезон телевизионного вокального проекта «Яна йолдыз»,...

Подробнее 13-дек-2020

Чем примечательна дата 27 июня? Фото: Tom King/Mirrorpix/Getty Images Сегодня, 27 июня, День микро-, малых и...

Подробнее 27-июн-2022

Главную клубную улицу Казани вчера впервые в новейшей истории города перекрыли почти наполовину Фото: Максим...

Подробнее 19-сен-2021

В Галерее современного искусства открылась выставка одного из ведущих современных художников Турции Фото:...

Подробнее 17-ноя-2021

Главный органист и хранитель органа московского концертного зала «Зарядье» продолжает вести в БКЗ авторские...

Подробнее 09-янв-2022

Театральная площадка «MOÑ» в Нацбиблиотеке открыла сезон с рок-ситкома на двух языках Фото: Максим Платонов...

Подробнее 08-ноя-2020

На острове-граде Свияжске завершается второй фестиваль волжского традиционного образа жизни «Народная лодка»...

Подробнее 08-авг-2021

Яндекс.Метрика