Борис Менделевич: «Давайте будем честны с нашими людьми!» - «Медицина»
Медицина 16-12-2019, 07:00 Walter 105 0
Как врачу и пациенту договориться между собой

Депутат Госдумы РФ от Татарстана Борис Менделевич в своей колонке для «Реального времени» размышляет о том, как сделать так, чтобы люди были довольны медицинской помощью, а доктора не жаловались на грубость и неадекватное поведение со стороны пациентов.
Россияне довольны качеством медицинских услуг лишь на 38,7%
 Качество оказания медицинской помощи — самый важный вопрос в здравоохранении. Конечно же, мы можем построить новые больницы и поликлиники, закупить самое современное оборудование и новейшие лекарственные препараты... Но одним только вливанием финансовых средств мы, к сожалению, не сможем добиться главного — высокого качества медицинской помощи, а значит — и удовлетворенности населения нашим здравоохранением. А это главный критерий оценки, причем не только работы медиков, но и в том числе работы депутатов.
Например, могу привести такие цифры. По данным Минэкономразвития страны, удовлетворенность россиян качеством медицинских услуг в 2018 году составила всего 38,7%, причем этот показатель снизился на 1,2% в сравнении с 2017 годом.
В чем же причины? Неужели отрасли уделяется так мало внимания со стороны власти? Неужели медицина по-прежнему находится на положении бедной родственницы и финансируется по остаточному принципу?

В действительности все не так плохо. Сейчас очень много говорится о здравоохранении, эта отрасль находится под пристальным вниманием руководства страны. Я в медицине уже более 35 лет — и могу ответственно заявить, что такого беспрецедентного внимания со стороны государства к отечественной медицине еще никогда не было. Например, посмотрите на всем известный национальный проект «Здравоохранение»: на него выделено 1 725,9 млрд рублей! Есть еще и поручения Владимира Путина о разработке программы «Совершенствование первичной медико-санитарной помощи» с объемом финансирования около 500 млрд рублей, и указ президента о Стратегии развития здравоохранения до 2025 года, и многое-многое другое.
Разговор на разных языках
Но вот здесь возникает одна очень непростая дилемма: как в погоне за темпами сохранить качество и при этом повысить удовлетворенность населения.
Ведь если более детально изучить опросы или самому задать вопросы пациентам, то выяснится, что люди, как правило, недовольны не диагностикой и лечением, а именно обслуживанием — сроками ожидания, духотой в коридоре, недостаточной вежливостью медицинского персонала и др. При этом далеко не все пациенты отличаются образцовым поведением. По данным опроса интернет-аудитории врачей, проведенного аналитической компанией RNC Pharma и социальной сетью «Доктор на работе», с неадекватным поведением пациентов сталкивались 63% врачей, с грубостью — еще 32%.
В чем же проблема?
Все дело, на мой взгляд, в том, что мы («мы» я имею в виду государство в целом и медицинское сообщество в частности) разговариваем с людьми на разных языках. Иногда диалог и вовсе отсутствует как таковой.
И если развивать эту мысль дальше, то нам сегодня крайне необходим некий социальный договор, некий социальный пакт: с одной стороны — государство и медицинское сообщество, с другой — население, то есть все мы, потенциальные пациенты. Мы должны договориться между собой, чтобы у каждого появились четко сформулированные права и не менее четко сформулированные обязанности.

Кто кому должен?
Как депутат, я считаю, что государство должно в полном объеме гарантировать населению определенный набор бесплатной медицинской помощи. Самое главное — должны быть четко сформулированы границы, где начинаются и где заканчиваются эти госгарантии. То есть какую и в каком объеме медицинскую помощь государство готово оказывать бесплатно. Давайте будем честны с нашими людьми!
В свою очередь, медицинское сообщество (врачи, медицинские сестры, санитарки) обязаны оказывать положенную человеку медицинскую помощь в полном объеме и в соответствии с утвержденными стандартами и клиническими рекомендациями. Но и сами медицинские работники должны быть полностью обеспечены всеми необходимыми социальными гарантиями, безопасностью и достойным денежным содержанием.
В этом направлении я вместе с коллегами-депутатами веду активную работу: разрабатываю и согласовываю со всеми профильными ведомствами законопроект об обязательном страховании профессиональной ответственности всех медицинских работников. Если просто и коротко, то сейчас в России любые конфликтные ситуации, возникшие в ходе оказания медпомощи, ложатся на плечи врачей. И получается, что люди, которые должны сохранять наше здоровье и спасать жизни, становятся участниками судебных тяжб, число которых из года в год только растет. К тому же с каждым годом растет и интерес к деятельности врачей со стороны правоохранительных органов. И тут врачи, да и в целом медицинский персонал, оказываются в достаточно непростой ситуации. Сейчас мы делаем все, чтобы со временем, принимая судьбоносные решения, врач думал прежде всего о жизни и здоровье пациента, а не о том, как бы обезопасить себя от судебного преследования!
Но я хочу особо отметить, что у людей, кроме права на своевременную и качественную медицинскую помощь, должно быть и очень важное обязательство — это забота о своем собственном здоровье. Я глубоко убежден, что без участия людей в сохранении своего здоровья мы не сможем добиться каких-либо значительных изменений и улучшений в нашем отечественном здравоохранении. Не должно быть так, чтобы человек вел неправильный образ жизни, губил свое здоровье, а при наступлении естественных последствий приходил к врачам и требовал его вылечить. У каждого должна быть ответственность за сохранение своего здоровья. И это должно быть постулатом.

В завершение отмечу, что здравоохранение, как бы мы его не критиковали, находится на самом пике взаимоотношения государства и населения. И от того, насколько качественно будет это взаимодействие, зависит не только отношение людей к медицине, но и ко всему государству в целом.
Борис Менделевич
Ваша реклама
Другие новости
Облако тэгов
Ваш Выбор Инноваций
Сохраняя работоспособность производств, компании Группы противостоят эпидемии коронавируса Фото: ПАО...
Подробнее 04-мая-2020Глава компании «Татюринформ» Марат Камалов поддержал позицию противников сжигания мусора и пояснил, почему...
Подробнее 04-окт-2018Колонка жительницы Казани, переехавшей в Лейпциг, о родах в ФРГ Фото: glorismed.de Бывшая жительница Казани...
Подробнее 21-апр-2018Соосновательница маркетингового агентства Belong Agency дала простой совет, как не сойти с ума от...
Подробнее 24-дек-2019Медики изучили показатели переболевших за пандемийный год и указали — иммунитета у горожан все еще нет Фото:...
Подробнее 28-апр-202112 наивных вопросов о грядущей вакцинации медицинскому блогеру Алексею Водовозову Фото: РИА...
Подробнее 12-дек-2020Врач КФУ о прогнозах по эпидемии, сроках третьей волны COVID-19 и гонке вакцин Фото: Максим Платонов «К...
Подробнее 11-янв-2021Колонка челнинки, переехавшей на Кипр и родившей там двоих детей Фото: unioncyprus.com Айгуль Михневич —...
Подробнее 01-авг-2021


