Нужны ли филиалы в вузах: 5 неочевидных фактов об образовании в отделениях университета - «Образование» » Ваш Выбор Инноваций

Нужны ли филиалы в вузах: 5 неочевидных фактов об образовании в отделениях университета - «Образование»

Образование 16-01-2022, 10:21 Александр 71 0

Нужны ли филиалы в вузах: 5 неочевидных фактов об образовании в отделениях университета - «Образование»
Фото: realnoevremya.ru


Чаще, чем разговоры о необходимости самого высшего образования, звучат только вопросы: а нужны ли филиалы вузов? Говоря о них, еще недавно люди представляли себе, как раньше писали, «трехкомнатную квартиру, в которой якобы учится тысяча человек», либо какое-то сомнительное заведение с неприметной вывеской, где знаний не дают, но можно получить диплом головного вуза. Считается, что все эти подразделения университетов и институтов появились в 90-х годах на фоне ажиотажного спроса на высшее образование, и ничего в них с тех пор не изменилось. Собственно говоря, о жизни филиалов до сих пор мало что известно, и в СМИ они фигурируют только, как правило, в связи с кончиной или отставкой их директоров, после чего многие удивляются: а их разве еще не закрыли? О том, как на самом деле устроено образование в филиалах, в своей авторской колонке «Реальному времени» рассказывает Анна Свирина, проректор по науке и развитию Университета управления ТИСБИ.


  1. Филиалы клиентоориентированы

    Головные вузы, как правило, располагаются в крупных городах, а филиалы находятся в относительно небольших населенных пунктах. Поэтому им приходится конкурировать не только между собой, но и с близлежащими городами, которые предлагают больше возможностей, не связанных только со сферой образования.

    И если в головных вузах ситуация позволяет проводить жесткий отбор абитуриентов и их основными заказчиками являются государство (для государственных вузов) и бизнес (для негосударственных), то основным клиентом филиала становятся абитуриенты и их родители. И в своей работе здесь ориентируются именно на них, в полном соответствии с принципом «спрос рождает предложение» — поэтому и появляются филиалы, где в трехкомнатной квартире учится тысяча человек — это означает, что по каким-то причинам именно такое «образование» нужно студентам и их работодателям.

    Справедливости ради скажем, что политика министра Ливанова такие структуры почти уничтожила — они перестали быть рентабельными из-за резко возросших требований. И наоборот, в городах с высокими требованиями работодателей филиалы часто дают очень качественные знания и работают на репутацию — иначе выпускников просто не возьмут на работу. В маленьких городах все обо всех известно.
  2. Филиалы эффективны

    В головных вузах часто существует сложная архитектура управления, которая позволяет неточно соблюдать соотношения преподавателей и студентов (1:12), административно-управленческого персонала к основному (40/60), из-за развитости внутреннего совместительства. На небольших масштабах филиалов это почти нереально сделать, поэтому все выставленные министерством соотношения строго соблюдаются. Это приводит к более высокой и разнообразной нагрузке на каждого работника и, как следствие, к вынужденной необходимости для каждого сотрудника осваивать смежные навыки.

    Для администрации филиалов это означает необходимость отладки всех внутренних процессов, иначе филиал просто не сможет выполнять множество требований. Вариант выживания в этой ситуации только один — повысить эффективность каждого. Для головного вуза это означает, что любые новшества можно тестировать на филиальной сети — они быстрее адаптируются и сформируют процесс, который можно вернуть в головной вуз и внедрить уже адаптированным.
  3. Филиалы интегрированы с бизнесом

    Территориально базовые работодатели находятся к филиалам ближе, чем головной вуз. Работодатели и филиалы вузов работают в одинаковой среде, лучше понимают друг друга и, как следствие из первого факта в этой статье, настроены на диалог. Филиалу сложно выжить без поддержки местного бизнеса, а бизнесу тяжело придется без кадров, которые готовит подразделение вуза — уехавшая в миллионники молодежь не очень стремится возвращаться домой. Поэтому образовательные программы в филиалах часто «ближе к земле», у них нет проблем с организацией реальной практики — предприятия начинают отбирать кадры на ранних этапах, а сами сотрудники предприятий с большим удовольствием преподают и приносят реальный мир в аудиторию.
  4. Филиалы обеспечивают индивидуальные траектории обучения

    В аудитории, через которую проходят не сотни, а десятки студентов, преподавателю легче сориентироваться в уровне подготовки учащихся и подстроить свою работу под особенности тех, кто в ней находится. В результате, хотя учебный план остается тем же, содержание обучения меняется с каждым новым потоком — что почти невозможно сделать в потоках по 100-200 человек, если не использовать специальные цифровые инструменты. Поэтому появление студентов филиалов в топе олимпиад на российском уровне вполне логично — да, выбрать членов команд из одной группы сложнее, но зато качество работы с ними можно обеспечить на более высоком уровне.
  5. Филиалы популяризируют головной вуз

    Филиалы вузов на местах проводят очень много работы, которая сейчас отнесена законодательством к просветительской деятельности. Проекты в школах, открытые лекции, подготовка к олимпиадам — все это происходит при участии сотрудников филиалов вузов. Так, начиная с 4-5 класса школьник периодически слышит название одного и того же вуза — и когда приходит время поступать, этот университет оказывается наиболее узнаваемым для него. Это дает головному вузу пусть незначительное, но все же конкурентное преимущество по сравнению с сотней возможностей, которые перебирает абитуриент.

    Усиление конкуренции только укрепляет отрасль, делает ее более привлекательной для клиента и дает толчок для развития. С этих позиций филиалы полезны для всего высшего образования — создавая дополнительную конкуренцию, они помогают его улучшить. Ажиотажного спроса на высшее образование давно нет, и, чтобы конкурировать, филиалам надо быстро реагировать на изменения в законах, в настроении клиентов и отвечать на возникающий запрос. Мы не спрашиваем себя, нужны ли магазины шаговой доступности, а просто заходим туда вечером, потому что это удобно и позволяет нам жить чуть лучше.

Анна Свирина, фото: realnoevremya.ru
Справка


Мнение автора может не совпадать с позицией редакции «Реального времени».

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Фото: realnoevremya.ru Чаще, чем разговоры о необходимости самого высшего образования, звучат только вопросы: а нужны ли филиалы вузов? Говоря о них, еще недавно люди представляли себе, как раньше писали, «трехкомнатную квартиру, в которой якобы учится тысяча человек», либо какое-то сомнительное заведение с неприметной вывеской, где знаний не дают, но можно получить диплом головного вуза. Считается, что все эти подразделения университетов и институтов появились в 90-х годах на фоне ажиотажного спроса на высшее образование, и ничего в них с тех пор не изменилось. Собственно говоря, о жизни филиалов до сих пор мало что известно, и в СМИ они фигурируют только, как правило, в связи с кончиной или отставкой их директоров, после чего многие удивляются: а их разве еще не закрыли? О том, как на самом деле устроено образование в филиалах, в своей авторской колонке «Реальному времени» рассказывает Анна Свирина, проректор по науке и развитию Университета управления ТИСБИ. Филиалы клиентоориентированыГоловные вузы, как правило, располагаются в крупных городах, а филиалы находятся в относительно небольших населенных пунктах. Поэтому им приходится конкурировать не только между собой, но и с близлежащими городами, которые предлагают больше возможностей, не связанных только со сферой образования. И если в головных вузах ситуация позволяет проводить жесткий отбор абитуриентов и их основными заказчиками являются государство (для государственных вузов) и бизнес (для негосударственных), то основным клиентом филиала становятся абитуриенты и их родители. И в своей работе здесь ориентируются именно на них, в полном соответствии с принципом «спрос рождает предложение» — поэтому и появляются филиалы, где в трехкомнатной квартире учится тысяча человек — это означает, что по каким-то причинам именно такое «образование» нужно студентам и их работодателям. Справедливости ради скажем, что политика министра Ливанова такие структуры почти уничтожила — они перестали быть рентабельными из-за резко возросших требований. И наоборот, в городах с высокими требованиями работодателей филиалы часто дают очень качественные знания и работают на репутацию — иначе выпускников просто не возьмут на работу. В маленьких городах все обо всех известно. Филиалы эффективныВ головных вузах часто существует сложная архитектура управления, которая позволяет неточно соблюдать соотношения преподавателей и студентов (1:12), административно-управленческого персонала к основному (40/60), из-за развитости внутреннего совместительства. На небольших масштабах филиалов это почти нереально сделать, поэтому все выставленные министерством соотношения строго соблюдаются. Это приводит к более высокой и разнообразной нагрузке на каждого работника и, как следствие, к вынужденной необходимости для каждого сотрудника осваивать смежные навыки. Для администрации филиалов это означает необходимость отладки всех внутренних процессов, иначе филиал просто не сможет выполнять множество требований. Вариант выживания в этой ситуации только один — повысить эффективность каждого. Для головного вуза это означает, что любые новшества можно тестировать на филиальной сети — они быстрее адаптируются и сформируют процесс, который можно вернуть в головной вуз и внедрить уже адаптированным. Филиалы интегрированы с бизнесомТерриториально базовые работодатели находятся к филиалам ближе, чем головной вуз. Работодатели и филиалы вузов работают в одинаковой среде, лучше понимают друг друга и, как следствие из первого факта в этой статье, настроены на диалог. Филиалу сложно выжить без поддержки местного бизнеса, а бизнесу тяжело придется без кадров, которые готовит подразделение вуза — уехавшая в миллионники молодежь не очень стремится возвращаться домой. Поэтому образовательные программы в филиалах часто «ближе к земле», у них нет проблем с организацией реальной практики — предприятия начинают отбирать кадры на ранних этапах, а сами сотрудники предприятий с большим удовольствием преподают и приносят реальный мир в аудиторию. Филиалы обеспечивают индивидуальные траектории обученияВ аудитории, через которую проходят не сотни, а десятки студентов, преподавателю легче сориентироваться в уровне подготовки учащихся и подстроить свою работу под особенности тех, кто в ней находится. В результате, хотя учебный план остается тем же, содержание обучения меняется с каждым новым потоком — что почти невозможно сделать в потоках по 100-200 человек, если не использовать специальные цифровые инструменты. Поэтому появление студентов филиалов в топе олимпиад на российском уровне вполне логично — да, выбрать членов команд из одной группы сложнее, но зато качество работы с ними можно обеспечить на более высоком уровне. Филиалы популяризируют головной вузФилиалы вузов на местах проводят очень много работы, которая сейчас отнесена законодательством к просветительской деятельности. Проекты в школах, открытые лекции, подготовка к олимпиадам — все это происходит при участии сотрудников филиалов вузов. Так, начиная с 4-5 класса школьник периодически слышит название одного и того же вуза — и когда приходит время поступать, этот университет оказывается наиболее узнаваемым для него. Это дает головному вузу пусть незначительное, но все же конкурентное преимущество по сравнению с сотней возможностей, которые перебирает абитуриент. Усиление конкуренции только укрепляет отрасль, делает ее более привлекательной для клиента и дает толчок для развития. С этих позиций филиалы полезны для всего высшего образования — создавая дополнительную конкуренцию, они помогают его улучшить. Ажиотажного спроса на высшее образование давно нет, и, чтобы конкурировать, филиалам надо быстро реагировать на изменения в законах, в настроении клиентов и отвечать на возникающий запрос. Мы не спрашиваем себя, нужны ли магазины шаговой доступности, а просто заходим туда вечером, потому что это удобно и позволяет нам жить чуть лучше. Анна Свирина, фото: realnoevremya.ru Справка Мнение автора может не совпадать с позицией редакции «Реального времени».
Похожие новости
За какие деревья на участке их владельцам грозит штраф - «Дайджест»

Сивакова И. В. Источник: Юридические тонкости Не только постройки, но даже деревья и кустарники на личном...

Подробнее 0
Фотомарафон «100-летие ТАССР»: на крыльце дома №6 по улице Дегтярной, 1973 год - «История»

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 233-я Фото: из семейного архива Айрата...

Подробнее 0
Новая Национальная библиотека Татарстана начнет принимать читателей - «Культура»

Теперь отсюда можно будет забрать книгу домой Фото: Максим Платонов Национальная библиотека Татарстана,...

Подробнее 0
Татарстанские благотворительные организации — двумя руками за «детский» налог на богатых - «Медицина»

Три плюса, которые увидели руководители фондов, помогающих больным детям: учет мнения врачей, возможность...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

Фото: tatarstan.ru Сегодня в Казани, в КРК «Пирамида» прошел финал XVI Республиканской премии «Студент года...

Подробнее 25-янв-2021

Интервью гендиректора «Центра высоких технологий» о плюсах и минусах IT-бизнеса в Удмуртии Фото:...

Подробнее 18-июн-2018

Депутаты Татарстана поспорили с Кабмином из-за регистрации смерти и жизни в поселках. И проиграли Фото:...

Подробнее 24-мая-2018

Реорганизация спортивных школ олимпийского резерва в Казани обернется потерей ежегодной четырехмиллионной...

Подробнее 09-фев-2021

Воровство из бюджета под «прикрытием» спонсоров и голодание воспитанников потянули на три уголовных дела...

Подробнее 26-мая-2020

Новую партию ноутбуков для школьников на отечественной ОС изготовили под Казанью на заводе ICL. Счет на 0,8...

Подробнее 11-апр-2022

В шаге от приговора подсудимый профессор оценил труд следователей МВД РТ по делу о «нанодоске» Фото:...

Подробнее 22-фев-2022

Ученый КФУ о том, почему математика может все Фото: ctyzyrka.ru Нельзя делить на ноль, нельзя извлекать...

Подробнее 06-ноя-2017

Яндекс.Метрика