Фотомарафон «100-летие ТАССР»: строительство литейного завода КАМАЗа, 1970-е - «История»
История 29-04-2020, 07:00 Young 120 0
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 255-я

О том, что на КАМАЗе потребуется свой литейный завод, было известно с самого начала: не было в стране ни одного самостоятельного литейного, который мог бы обеспечить проектные мощности всего комплекса автозаводов. Уже в 1970 году утвердили генплан литейного завода.
За день рожденья «литейки» берется 22 июля 1971 года, когда назначили ее первого директора. Аркадий Лобанов приехал в Челны из Ярославля — он руководил литейным цехом на ЯМЗ, и было ему всего 35 лет. КАМАЗ вообще был уникальным предприятием в этом отношении: директора заводов были не прославленными функционерами, медленно и верно «высидевшими» себе в райкомах руководство предприятия, а молодые деятельные люди, которым доверяли с нуля возводить свои вотчины. Лобанов практически жил на заводе, руководил и проектированием, и строительством, выбором технологий, ориентируясь на все самое передовое в мире. Он руководил работой ЛЗ до 1980 года, а потом его сделали главным металлургом КАМАЗа.

По генплану предусматривалось строительство четырёех корпусов — серого и ковкого чугуна (КСКЧ), стального литья, цветного литья и КВЦ. Строительная организация «Металлургстрой» вела работы (ее организовали на базе ПО «Камгэсэнергострой». Первый ковш грунта для котлована будущего КСКЧ экскаваторщик А.П. Стрелков из УМС-1 «Камгэсэнергостроя» вынул 13 ноября 1970 года. В декабре на стройплощадке вовсю орудовали скреперы. Глубина фундамента по проекту доходила до 9,5 метра. Под КСКЧ отводилось 18 га земли.
Поскольку речь шла о металлургии, то место для завода выбирали особо тщательно: с учетом розы ветров и на отдалении в 5 км от жилых районов. Фундаменты под КСКЧ были монолитными, как и для остальных подразделений КАМАЗа, а вот под плавильное отделение корпуса стального литья использовали буронабивные сваи. К концу августа 1972 года на стройплощадку поступило 20 тысяч метров свай.
13 сентября 1972 года на литейном заводе начат монтаж еще одного корпуса — стального литья, а 12 ноября забиты пять свай под первый ростверк фундамента для корпуса точного стального литья.

На строительство литейного завода понадобилось почти 5 лет. На КАМАЗе понимали: если не будет запущен он, не заработает весь остальной комплекс. В 1975 году были сданы все корпуса, начался монтаж основного технологического оборудования.
5 ноября 1975 года сюда запустили первый трамвай: к годовщине Октября строителям и заводчанам был сделан именно такой подарок. В декабре принято в эксплуатацию 8,5 км трамвайных путей от РИЗа до литейного завода. Это был уже третий трамвайный маршрут — «Сангородок — Литейный». Под сангородком подразумевался район нынешней БСМП.
Производственные корпуса литейного завода в 1976 году начинали первые отливки. 17 апреля первая плавка прошла в корпусе стального литья. На митинг по этому случаю собралось более тысячи человек.

А потом запускали электронику. Управление печами плавки было невозможно без ЭВМ. Первая плавка в компьютерном режиме была выполнена 22 августа 1979 года в КСКЧ. Первым в стране литейный завод КАМАЗа внедрил систему АСУ ТП «Плавка», которая получила не только восторженные отзывы технологов, но и золотую медаль ВДНХ СССР.

Людмила Губаева
Справка
За помощь в подготовке материала редакция благодарит пресс-службу ПАО «КАМАЗ».
Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу: gubaeva@realnoevremya.ru
Ваша реклама
Другие новости
Облако тэгов
Ваш Выбор Инноваций
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 21-я Фото: из фондов Национального музея РТ...
Подробнее 08-сен-2019Отрывки из книги «Хроника тюрко-татарских государств». Часть 50-я Фото: hurriyetemlak.com Директор Института...
Подробнее 17-авг-2019Краевед Алексей Клочков — о прошлом и настоящем двух городских базаров. Часть 1 Одним из самых любопытных...
Подробнее 22-окт-2019«Мозаика воспоминаний» татарстанского историка. Часть 19-я Фото: Максим Платонов Директор Института истории...
Подробнее 21-мар-2020Отрывок из книги «Казань из окон трамвая». Часть 1: уникальные дома на Большой Красной, Пятницкая церковь и...
Подробнее 21-мая-2018Чем примечательна дата 7 июля Фото: Игорь Ширшов Сегодня, 7 июля, в России — День авиалесоохраны, а также...
Подробнее 07-июл-2021Теперь африканские мусульмане будут молиться за татарских и башкирских батыров В Нигере появились колодцы,...
Подробнее 22-июн-2018Почему один из депрессивных районов Казани — исторически важный, научный, промышленный и торговый центр...
Подробнее 18-ноя-2020