Фотомарафон «100-летие ТАССР»: студенческое конструкторское бюро КАИ во главе с М.П. Симоновым, 1956 год - «История» » Ваш Выбор Инноваций

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: студенческое конструкторское бюро КАИ во главе с М.П. Симоновым, 1956 год - «История»

История 10-03-2020, 07:00 Gilson 75 0

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 205-я


Фотомарафон «100-летие ТАССР»: студенческое конструкторское бюро КАИ во главе с М.П. Симоновым, 1956 год - «История»
Фото: из фондов Музея истории КНИТУ (КАИ)


КАИ после войны был одним из самых уважаемых технических вузов страны. Одна из ярчайших звезд на его небосклоне — знаменитый авиаконструктор Михаил Петрович Симонов, который окончил этот институт в начале 1950-х и до 1969 года работал в Казани. В 1983 году Симонов стал генеральным конструктором ОКБ Сухого.


Михаил Симонов родился в 1929 году в Ростове-на-Дону. Школу он закончил в Ростовской области, потом поступил в Новочеркасский политех на специальность «Проектирование и эксплуатация автомобилей». Но он с детства интересовался авиацией и самолетостроением, поэтому, проучившись три курса, он все-таки перевелся учиться в Казань — в КАИ, где его зачислили на четвертый курс.

В 1953 году при вузе создали планерный кружок, а в 1956-м его преобразовали в первое в стране Студенческое конструкторское бюро (СКБ). Главным его организатором и ведущим разработчиком был Михаил Симонов, который к тому моменту лишь недавно окончил институт и был заведующим лабораторией и ассистентом кафедры конструкций и проектирования самолетов. На базе этого СКБ в Казани создали первый в стране ОКБ спортивной авиации: там Симонов был и главным конструктором, и инструктором, и летчиком-буксировщиком. Именно здесь под его руководством создали первые в Союзе цельнометаллические планеры КАИ-11, КАИ-12, КАИ-14, КАИ-17, КАИ-19. На первой фотографии вы видите, как коллектив СКБ испытывает на прочность крыло планера КАИ-6.

Симонов был не только талантливым инженером и конструктором, но и влюбленным в велосипедный спорт энтузиастом. Он постоянно участвовал в любительских велогонках и велопробегах.

Велопробег, 1955 год. Впереди — Михаил Симонов

В Казани Симонов работал до 1969 года. Потом талантливого инженера перевели в Москву и назначили заместителем главного конструктора в Долгопрудненское КБ автоматики. Но уже совсем скоро его забрали в ОКБ Сухого: там Симонов должен был «довести до ума» фронтовой бомбардировщик Су-23. С 1970 по 1979 год он занимался этой задачей, а параллельно работал над штурмовиком Су-25. С 1976 по 1979 годы Симонов был главным конструктором истребителя-перехватчика Су-27.

Симонов был не только талантливейшим конструктором, но и, как сказали бы мы сейчас, эффективным менеджером. В 1979-м он стал заместителем министра авиационной промышленности СССР, а в 1983 его назначили генеральным конструктором ОКБ Сухого. Именно он после перестройки инициировал частичный перевод работы ОКБ на коммерческую основу: учился добывать внебюджетные средства (например, благодаря достигнутым им договоренностям, за рубеж сначала начали продавать спортивные самолеты, а потом — и боевые).

После того как ОКБ Сухого стало акционерным обществом открытого типа, Симонов стал его генеральным директором, оставив за собой и пост генерального конструктора.

Именно Симонов руководил проектированием, испытанием, внедрением в серийное производство высокоманевренного многоцелевого истребителя Су-27. Благодаря деятельному конструктору, эти самолеты вошли в серийное производство. А на базе этой модели Симонов создал целый ряд модификаций многоцелевых боевых самолетов: истребители-перехватчики, истребители-бомбардировщики, палубные истребители (Су-27К, Су-30, Су-32, Су-30МКИ, Су-33, Су-35).

Михаила Петровича уважали во всем мире: его назвали легендой года в 1998 году по версии журнала «Aviation week and Space Technology», его имя есть на доске почета Зала славы Национального музея авиации и космонавтики в Вашингтоне.

Михаил Петрович Симонов прожил долгую и очень деятельную жизнь. Он умер в 2011 году. В Казани его именем названо НПО «Опытно-конструкторское бюро им. М.П. Симонова», в городе есть и памятник талантливому конструктору.


Людмила Губаева
Справка


За помощь в подготовке материала редакция благодарит Музей КНИТУ-КАИ, лично его заведующую Илону Анатольевну Дружинину и хранительницу фондов Гузель Ильдаровну Канчурину.

Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 205-я Фото: из фондов Музея истории КНИТУ (КАИ) КАИ после войны был одним из самых уважаемых технических вузов страны. Одна из ярчайших звезд на его небосклоне — знаменитый авиаконструктор Михаил Петрович Симонов, который окончил этот институт в начале 1950-х и до 1969 года работал в Казани. В 1983 году Симонов стал генеральным конструктором ОКБ Сухого. Михаил Симонов родился в 1929 году в Ростове-на-Дону. Школу он закончил в Ростовской области, потом поступил в Новочеркасский политех на специальность «Проектирование и эксплуатация автомобилей». Но он с детства интересовался авиацией и самолетостроением, поэтому, проучившись три курса, он все-таки перевелся учиться в Казань — в КАИ, где его зачислили на четвертый курс. В 1953 году при вузе создали планерный кружок, а в 1956-м его преобразовали в первое в стране Студенческое конструкторское бюро (СКБ). Главным его организатором и ведущим разработчиком был Михаил Симонов, который к тому моменту лишь недавно окончил институт и был заведующим лабораторией и ассистентом кафедры конструкций и проектирования самолетов. На базе этого СКБ в Казани создали первый в стране ОКБ спортивной авиации: там Симонов был и главным конструктором, и инструктором, и летчиком-буксировщиком. Именно здесь под его руководством создали первые в Союзе цельнометаллические планеры КАИ-11, КАИ-12, КАИ-14, КАИ-17, КАИ-19. На первой фотографии вы видите, как коллектив СКБ испытывает на прочность крыло планера КАИ-6. Симонов был не только талантливым инженером и конструктором, но и влюбленным в велосипедный спорт энтузиастом. Он постоянно участвовал в любительских велогонках и велопробегах. Велопробег, 1955 год. Впереди — Михаил Симонов В Казани Симонов работал до 1969 года. Потом талантливого инженера перевели в Москву и назначили заместителем главного конструктора в Долгопрудненское КБ автоматики. Но уже совсем скоро его забрали в ОКБ Сухого: там Симонов должен был «довести до ума» фронтовой бомбардировщик Су-23. С 1970 по 1979 год он занимался этой задачей, а параллельно работал над штурмовиком Су-25. С 1976 по 1979 годы Симонов был главным конструктором истребителя-перехватчика Су-27. Симонов был не только талантливейшим конструктором, но и, как сказали бы мы сейчас, эффективным менеджером. В 1979-м он стал заместителем министра авиационной промышленности СССР, а в 1983 его назначили генеральным конструктором ОКБ Сухого. Именно он после перестройки инициировал частичный перевод работы ОКБ на коммерческую основу: учился добывать внебюджетные средства (например, благодаря достигнутым им договоренностям, за рубеж сначала начали продавать спортивные самолеты, а потом — и боевые). После того как ОКБ Сухого стало акционерным обществом открытого типа, Симонов стал его генеральным директором, оставив за собой и пост генерального конструктора. Именно Симонов руководил проектированием, испытанием, внедрением в серийное производство высокоманевренного многоцелевого истребителя Су-27. Благодаря деятельному конструктору, эти самолеты вошли в серийное производство. А на базе этой модели Симонов создал целый ряд модификаций многоцелевых боевых самолетов: истребители-перехватчики, истребители-бомбардировщики, палубные истребители (Су-27К, Су-30, Су-32, Су-30МКИ, Су-33, Су-35). Михаила Петровича уважали во всем мире: его назвали легендой года в 1998 году по версии журнала «Aviation week and Space Technology», его имя есть на доске почета Зала славы Национального музея авиации и космонавтики в Вашингтоне. Михаил Петрович Симонов прожил долгую и очень деятельную жизнь. Он умер в 2011 году. В Казани его именем названо НПО «Опытно-конструкторское бюро им. М.П. Симонова», в городе есть и памятник талантливому конструктору. Людмила Губаева Справка За помощь в подготовке материала редакция благодарит Музей КНИТУ-КАИ, лично его заведующую Илону Анатольевну Дружинину и хранительницу фондов Гузель Ильдаровну Канчурину. Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru
Похожие новости
Главные темы часа. 09:00 - «Власть»

В результате происшествия в Набережных Челнах пострадали пять человек, сообщили в Минздраве РФ. По его...

Подробнее 0
Ирина Ильина, ВШЭ: «О Татарстане уже можно говорить, как о «смарт-регионе» - «Инфраструктура»

Фото: genplanmos.ru По какому пути развиваются российские города — азиатскому или европейскому? Почему...

Подробнее 0
Как разубедить родителей — сторонников теории заговора вокруг вакцинации - «Медицина»

Фото: un.org К сожалению, коронавирус не делает исключений для детей и в последнее время многие из них...

Подробнее 0
Евгений Примаков: «Безобразие, что школьников старших классов пытались затянуть в паскудство» - «История»

Внук известного политического деятеля и экс-премьера России Евгения Примакова высказал отношение к акции...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

В Институте истории Марджани рассказали о татарах Мещеры Фото: Максим Платонов При полном аншлаге с песнями...

Подробнее 31-мар-2021

«Исторический путь татар» казанского ученого. Часть 44-я Фото: из фондов Государственного архива РТ Научный...

Подробнее 19-сен-2021

Тюрко-татарские государства Восточной Европы глазами европейцев. Казань, Астрахань и Сибирь. Часть 5 Фото:...

Подробнее 19-окт-2017

Татары и Гражданская война. Часть 5: система мусульманского образования Фото: cdum.ru 100 лет назад в России...

Подробнее 22-авг-2018

Казанские исследователи призывают исправить полуторавековую ошибку и вместо стройки «гигантского новодела»...

Подробнее 26-окт-2018

«Мозаика воспоминаний» татарстанского историка. Часть 16-я Фото: cyrillitsa.ru Директор Института истории...

Подробнее 29-фев-2020

Из истории татарского предпринимательства Фото: редакция и типография газеты «Баянуль-хак». Начало XX века В...

Подробнее 30-апр-2021

Письмо и протокол допроса Миргабидзяна Хасанова, муллы из Кукморского района, жившего сотню лет назад Фото:...

Подробнее 24-мар-2021

Яндекс.Метрика