Фотомарафон «100-летие ТАССР»: вход на судостроительный завод «Красный металлист», 1932 год - «История» » Ваш Выбор Инноваций

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: вход на судостроительный завод «Красный металлист», 1932 год - «История»

История 17-10-2019, 07:00 Руфина 69 0

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 60-я


Фотомарафон «100-летие ТАССР»: вход на судостроительный завод «Красный металлист», 1932 год - «История»


Еще в 1895 году на Волге близ Казани основали Паратские судоремонтные мастерские. В 1918-м в Паратск (сейчас — Зеленодольск) были переведены некоторые части Балтийского и Ижорского заводов. Мастерские стали Волжским автономным судостроительным и механическим заводом Морского комиссариата. В 1922 году это громоздкое название заменили на простое и звучное — «Красный металлист».


В 1920-х здесь делали не только корабли, но и сельхозтехнику (веялки, молотилки, плуги), в которой так отчаянно нуждалась страна, лежавшая в руинах. Нуждался в этих заказах и сам завод: к 1922 году его коллектив сократился вдесятеро, и госзаказ на сеялки и веялки, полученный в 1925 году, спас предприятие. А к концу года пошли и первые заказы на сухогрузные тентовые баржи.

Но по-настоящему возрождаться предприятие стало, когда здесь начали производить буксирные колесные пароходы: за паратским заводом базу их постройки и ремонта закрепили по решению коллегии ВСНХ СССР. Возродили конструкторское бюро, на работу сюда ехали лучшие инженеры-судостроители со всей Волги.

В 1929 году на базе молодежных ученических бригад открыли заводскую школу ФЗУ, где ковали кадры. Правда, «школяров» приходилось учить с нуля: многие к концу 1920-х даже читать-то не умели. Но в 1930-е годы все вошло в свою колею: на заводе научились готовить высококлассных специалистов.

На завод поступало новое оборудование, к 1930 году была проведена полная реконструкция завода: в строй ввели стапельную площадку, плаз, компрессорную станцию, судокорпусный, судокотельный, механический, деревообделочный и кузнечный цехи.

В 1932 году завод был назван именем А.М. Горького. В 1934 году он уже получил первый оборонный заказ, начав выпуск речных бронекатеров. С 1936 года в цехах предприятия соревновались стахановские бригады, завод становился крупным и мощным предприятием. Впоследствии, в годы Великой Отечественной войны, он внесет огромный вклад в создание военной техники для победы над врагом.

Сейчас мы знаем его как Зеленодольский завод имени А.М. Горького.


Людмила Губаева
Справка


За помощь в подготовке материала редакция благодарит Государственный архив РТ.

Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru.

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 60-я Еще в 1895 году на Волге близ Казани основали Паратские судоремонтные мастерские. В 1918-м в Паратск (сейчас — Зеленодольск) были переведены некоторые части Балтийского и Ижорского заводов. Мастерские стали Волжским автономным судостроительным и механическим заводом Морского комиссариата. В 1922 году это громоздкое название заменили на простое и звучное — «Красный металлист». В 1920-х здесь делали не только корабли, но и сельхозтехнику (веялки, молотилки, плуги), в которой так отчаянно нуждалась страна, лежавшая в руинах. Нуждался в этих заказах и сам завод: к 1922 году его коллектив сократился вдесятеро, и госзаказ на сеялки и веялки, полученный в 1925 году, спас предприятие. А к концу года пошли и первые заказы на сухогрузные тентовые баржи. Но по-настоящему возрождаться предприятие стало, когда здесь начали производить буксирные колесные пароходы: за паратским заводом базу их постройки и ремонта закрепили по решению коллегии ВСНХ СССР. Возродили конструкторское бюро, на работу сюда ехали лучшие инженеры-судостроители со всей Волги. В 1929 году на базе молодежных ученических бригад открыли заводскую школу ФЗУ, где ковали кадры. Правда, «школяров» приходилось учить с нуля: многие к концу 1920-х даже читать-то не умели. Но в 1930-е годы все вошло в свою колею: на заводе научились готовить высококлассных специалистов. На завод поступало новое оборудование, к 1930 году была проведена полная реконструкция завода: в строй ввели стапельную площадку, плаз, компрессорную станцию, судокорпусный, судокотельный, механический, деревообделочный и кузнечный цехи. В 1932 году завод был назван именем А.М. Горького. В 1934 году он уже получил первый оборонный заказ, начав выпуск речных бронекатеров. С 1936 года в цехах предприятия соревновались стахановские бригады, завод становился крупным и мощным предприятием. Впоследствии, в годы Великой Отечественной войны, он внесет огромный вклад в создание военной техники для победы над врагом. Сейчас мы знаем его как Зеленодольский завод имени А.М. Горького. Людмила Губаева Справка За помощь в подготовке материала редакция благодарит Государственный архив РТ. Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru.
Похожие новости
Заммэра: доступного жилья в Москве не будет - «Недвижимость»

Строительство доступного жилья в Москве является экономически невозможным, пишет defconc.ru. Об этом заявил...

Подробнее 0
Рынок недвижимости Дубая поставил новый рекорд - «Зарубежная недвижимость»

Наталья Викторова Источник: Деловые Эмираты На рынке недвижимости Дубая установлен рекорд – в июне 2021 года...

Подробнее 0
«Восстание возникло на почве стремления создать Башкиро-Татарскую республику…» - «История»

«Вилочное восстание»: издевательства продотрядов, национальный фактор и китайско-венгерские зверства. Часть...

Подробнее 0
Конец «черным риелтерам» - «Недвижимость»

Упразднение частного рынка услуг по сделкам с недвижимостью в Российской Федерации. Снять квартиру без...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

Почему один из депрессивных районов Казани — исторически важный, научный, промышленный и торговый центр...

Подробнее 18-ноя-2020

«Великая Татария» казанского историка. Часть 19-я Фото: wikimedia.org Научный руководитель Института истории...

Подробнее 15-авг-2020

Антон Свешников о реконструкторском движении в России Фото: Илья Репин После трагедии, случившейся с...

Подробнее 23-ноя-2019

С момента смерти героя Великой Отечественной войны минуло 75 лет Фото: Hildebrand / wikipedia.org (памятник...

Подробнее 18-фев-2020

«Великая Татария» казанского историка. Часть 27-я Фото: Михаил Козловский Научный руководитель Института...

Подробнее 10-окт-2020

Сын знаменитого летчика — о будущем фильме Бекмамбетова и мемориальном комплексе, где нужно воссоздать...

Подробнее 08-фев-2020

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 292-я Фото: из фондов Музея трудовой славы КАЗ...

Подробнее 05-июн-2020

Спецпроект «Реального времени»: какой была жизнь республики 30 лет назад. Часть 21-я Фото:...

Подробнее 09-апр-2022

Яндекс.Метрика