«Экият» добавил «Водяной» глубины: в театре кукол расширили сказку Габдуллы Тукая - «Культура»
Культура 1-10-2025, 10:36 Nash 2 0
На этот раз обошлось без борьбы против патентных троллей
Как спасали сказочных персонажей
В октябре прошлого года казанский театр кукол «Экият» получил досудебную претензию от ООО «Национальные игрушки», которое запатентовало товарные знаки на Шурале, Су Анасы, Камыр-батыр и других сказочных персонажей татарского фольклора.
За народных героев началась борьба, к которой подключился Минкульт республики. Художественный руководитель театра Ильгиз Зайниев рассказал о ситуации на заседании Комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам, поскольку сам стал депутатом парламента республики.
12 марта этого года УФАС по Татарстану признало компанию «Национальные игрушки» нарушившей закон «О защите конкуренции». При этом, например, 3 июля Роспатент отказал в удовлетворении возражения театра против регистрации товарного знака «Су Анасы» на имя ООО «Национальные игрушки». В итоге, однако, Шурале, Су Анасы и Камыр-батыр остались свободными от патентов.
«Экият» до этого ставил сказку о Водяной в октябре 2008 года, по инсценировке Зиннура Хуснияра, открыв ею сезон. Получил три премии на челнинском фестивале театров кукол «Рабочая лошадка» — за лучший актерский ансамбль, работу художника и музыкальное оформление. В 2010-м «Су Анасы» съездила на фестивали в Эскишехир и Анкару. Факт постановки служил доводом и для управления федеральной антимонопольной службы по РТ.
Есть у «Экият» и спектакль «Волшебные сны Апуша» по пьесе Равиля Бухараева, в которой также действует Водяная. А лесной дух и вовсе стал постановкой «Shurale: новая фантазия» с основой в виде балета «Шурале» Фарида Яруллина.
Первый день на работе
В 2025 году «Су Анасы» — это история и про мальчика, укравшего гребень, и про саму Водяную. Поставил ее режиссер, активно боровшийся за отмену патента, — Ильгиз Зайниев.
В его версии у тукаевской истории появился своеобразный первый акт. Начинается действо в вытянутом пространстве сцены, похожем на аквариум, который придумал художник-постановщик Никита Протасов. Вместо воды — мыльные пузыри, с легким шумом загоняемые между декорациями.
Здесь на троне восседает бабушка Водяной (Су әби в исполнении Фанзили Сабировой/Миляуши Файзрахмановой), которая призывает к себе внучку (Альбина Шахгалиева/Лейсан Миннахметова) и прочих жителей подводного мира и сообщает, что она устала, почти как Ельцин 31 декабря 1999 года.
Су әби вручает Су Анасы символ власти — золотой гребень. А сама собирается уезжать на отдых в соленое море с верной Щукой, подозрительно напоминающую суетливую собаку — ее, как и кошку Актапи, играет сам Юрий Чуктиев. В целом подземный мир выписан подробно и населен различными существами, вроде сомов и раков. Порой для драматургии достаточно и хорошо выстроенного света, чем занимался в постановке Илназ Закиев.
Любопытно, что на месте сбора бабушка запрещает водным жителям друг друга есть. Водяная в версии Протасова не выглядит какой-то там красавицей, все-таки в оригинале она — «страшная», а мальчик именует ее «бесом» и «старухой», но весьма милой девушкой. С гребнем она отправляется на сушу. Наверху тоже много всякого рода мелкоты: хихикающий бобер, надоедливая оса, жаба.
А еще там есть большеглазый и большеротый, всегда собой довольный Мальчик (Нияз Садыков/Язиля Саттарова), который удит рыбу и купается. Это от его лица Тукай рассказывал историю. Здесь же зритель видит, получается, историю в расширенном варианте. В результате нерасторопности хозяйки, которой, похоже больше нравится, плескаться в воде, гребень (с кнопкой «выкл» для лампочек) оказывается в руках у мальчишки, и с ним он бежит домой, а вслед за ним и Водяная. И, как у Тукая в тексте 1908 года, на нее набрасываются деревенские собаки. Вот такой вот первый день на работе на высоком посту!
Вернись в деревню
Но вот Мальчик оказывается в доме с трепетно выстроенной горой подушек и занавесками, где его встречает Мама (Рузиля Нуриева). А также обязательная практически во всех постановках Зайниева кошка, которой юноша пересказывает, наконец, текст Габдуллы Мухамедгарифовича с выражением. Вообще, именно мелкие животные оживляют повествование и вызывают радостный смех молодой аудитории. В кассу и четыре песни, которые к спектаклю написали композитор Марат Ахметшин и поэт Резеда Губаева.
В конце Водяная, переборов себя, возвращается в деревню. И здесь она сначала уменьшается и бродит вдоль деревенских домиков. А потом внезапно становится просто огромной и наводит легкий испуг даже на зрителя, возвышаясь над крохотной сценой.
И если для Мальчика эта сказка становится историей с моралью о том, что чужого брать нельзя (не обходится без сомнительной для современного мира сцены рукоприкладства), то для Водяной — это обряд инициации. Теперь она действительно — Владычица речная. А потому бабушка в последней части может спокойно отдыхать на море.
Радиф Кашапов
Ваша реклама
Другие новости
Облако тэгов
Ваш Выбор Инноваций
В Казани впервые выступила постоянная участница «Летних вечеров в Елабуге с Борисом Березовским». Фото:...
Подробнее 14-дек-2021Спецпроект «Реального времени»: какой была жизнь Татарстана до и после первого и единственного...
Подробнее 07-июл-2022Обзор инстаграм-аккаунтов известных татарстанцев и россиян Фото: instagram.com/ddespot92 Кто из известных...
Подробнее 24-фев-2021По замыслу создателей, проект нового стримингового сервиса будет востребован у татароязычной аудитории Фото:...
Подробнее 08-фев-2021Минтимер Шаймиев в историях — спецпроект «Реального времени». Часть 20-я Фото: Роман Хасаев Первому...
Подробнее 20-янв-2022Резонансный фотохудожник — о беспутье в Куюках и социальной роли искусства Фото: Эва Милконская Неожиданно...
Подробнее 06-апр-2021Фото: предоставлено организаторами В рамках лаборатории «Город Арт-подготовка» на театральной площадке MOÑ...
Подробнее 18-июн-2021Учреждения начали делиться планами на Год родных языков и народного единства Фото: Максим Платонов...
Подробнее 25-янв-2021






