Фотомарафон «100-летие ТАССР»: комбайн С-4 производства завода №387, 1947 год - «История»
История 26-12-2019, 07:00 Carter 160 0
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 130-я

Завод №387, который мы сейчас знаем как Казанский вертолетный завод, во время войны переехал в ТАССР из Ленинграда и объединился с заводом обозных деталей №169. Здесь производили боевые самолеты. После окончания войны производство осталось в Казани, но ему пришлось изрядно перепрофилироваться.
В 1947 году здесь началось производство сельскохозяйственных самоходных комбайнов. Дело в том, что довоенные комбайны по всей стране уже вырабатывали свои последние мощности, нужно было производить новые, но предприятия, которые это делали, были разрушены в годы войны. Инициативу взял на себя тогдашний заместитель министра авиационной промышленности, который пообещал, что его министерство запустит новый комбайн в серийное производство через полгода-год.
В январе 1947 года вышел приказ Минавиапрома СССР о том, что казанский завод №387 переводится на выпуск хлебоуборочных комбайнов «Сталинец-4» (позже, когда разоблачили культ личности, комбайн стал скромно называться С-4). Это был первый в истории отечественный самоходный комбайн: теперь уборочный агрегат не нужно было тащить трактору.

Это был сложный аппарат, разрабатывать который пришлось с нуля. Головным предприятием по изготовлению комбайнов назначили 387-й Казанский завод. В течение года он должен был собрать 50 опытных комбайнов и вывести их в серийное производство.
Пришлось реконструировать цеха, переучить рабочих, создать новые профессии: на 387-м заводе во время войны очень много использовались деревянные детали, а цельнометаллические машины не производились вовсе. Поэтому множество рабочих нужно было обучить работать с металлом.
21 апреля первый С-4 был готов, трое суток его испытывали, и 25 апреля отправили в Москву рапорт о том, что первый эталонный самоходный комбайн готов. 1 мая он поучаствовал в демонстрации: прошел вместе с колонной из 150 сотрудников завода.

Летом того же года первые комбайны были выпущены на поля республики — проходить испытания в полевых условиях, потом наладили серийное производство. Всего с 1947 по 1951 год Казанский завод №387 выпустил 9 000 «Сталинцев».
Людмила Губаева
Справка
За помощь в подготовке материала редакция благодарит Музей Трудовой Славы и пресс-службу ПАО «Казанский вертолетный завод» (Холдинг «Вертолеты России»)
Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru
Ваша реклама
Другие новости
Облако тэгов
Ваш Выбор Инноваций
Историческое здание Института археологии им. А.Х. Халикова восстанавливает СК «Алтын групп» Фото: Дмитрийй...
Подробнее 25-апр-2022Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 213-я Фото: из фондов Музея КАЗ им. С.П....
Подробнее 18-мар-2020«Исторический путь татар» казанского ученого. Часть 40-я Фото: liveinternet.ru Научный руководитель...
Подробнее 22-авг-2021«7 дней»: от нехватки татарских учебников до реконструкции Полукамушков в Зеленодольске Фото: Максим...
Подробнее 17-сен-2018Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 219-я Фото: предоставлено пресс-службой...
Подробнее 24-мар-2020Командиры мусульманских полков в Башкирском войске. Часть 1 Фото: siberia-miniatures.ru Уфимский историк...
Подробнее 11-фев-2019Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 189-я Фото: из фондов Музея нефти (НГДУ...
Подробнее 23-фев-2020Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 49-я Фото: из фондов Государственного архива РТ...
Подробнее 06-окт-2019


