Фотомарафон «100-летие ТАССР»: комбайн С-4 производства завода №387, 1947 год - «История»
История 26-12-2019, 07:00 Carter 153 0
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 130-я

Завод №387, который мы сейчас знаем как Казанский вертолетный завод, во время войны переехал в ТАССР из Ленинграда и объединился с заводом обозных деталей №169. Здесь производили боевые самолеты. После окончания войны производство осталось в Казани, но ему пришлось изрядно перепрофилироваться.
В 1947 году здесь началось производство сельскохозяйственных самоходных комбайнов. Дело в том, что довоенные комбайны по всей стране уже вырабатывали свои последние мощности, нужно было производить новые, но предприятия, которые это делали, были разрушены в годы войны. Инициативу взял на себя тогдашний заместитель министра авиационной промышленности, который пообещал, что его министерство запустит новый комбайн в серийное производство через полгода-год.
В январе 1947 года вышел приказ Минавиапрома СССР о том, что казанский завод №387 переводится на выпуск хлебоуборочных комбайнов «Сталинец-4» (позже, когда разоблачили культ личности, комбайн стал скромно называться С-4). Это был первый в истории отечественный самоходный комбайн: теперь уборочный агрегат не нужно было тащить трактору.

Это был сложный аппарат, разрабатывать который пришлось с нуля. Головным предприятием по изготовлению комбайнов назначили 387-й Казанский завод. В течение года он должен был собрать 50 опытных комбайнов и вывести их в серийное производство.
Пришлось реконструировать цеха, переучить рабочих, создать новые профессии: на 387-м заводе во время войны очень много использовались деревянные детали, а цельнометаллические машины не производились вовсе. Поэтому множество рабочих нужно было обучить работать с металлом.
21 апреля первый С-4 был готов, трое суток его испытывали, и 25 апреля отправили в Москву рапорт о том, что первый эталонный самоходный комбайн готов. 1 мая он поучаствовал в демонстрации: прошел вместе с колонной из 150 сотрудников завода.

Летом того же года первые комбайны были выпущены на поля республики — проходить испытания в полевых условиях, потом наладили серийное производство. Всего с 1947 по 1951 год Казанский завод №387 выпустил 9 000 «Сталинцев».
Людмила Губаева
Справка
За помощь в подготовке материала редакция благодарит Музей Трудовой Славы и пресс-службу ПАО «Казанский вертолетный завод» (Холдинг «Вертолеты России»)
Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru
Ваша реклама
Другие новости
Облако тэгов
Ваш Выбор Инноваций
Казанский историк Булат Рахимзянов о роли татарского народа в окончании Смуты на Руси и победе над польскими...
Подробнее 04-ноя-2020Островные греки устремились в Евросоюз, а турки нашли газ Фото: sasha0404.livejournal.com Казанский...
Подробнее 22-дек-2019Цикл интервью к 80-летию начала Второй мировой. Часть 8-я: Япония Фото: kpp-russia.ru «Реальное время»...
Подробнее 15-сен-2019Вагоны анонимного общества. Часть 2 Фото: Андрей Останин (музейный экспонат на ул. Петербургской — трамвай...
Подробнее 30-ноя-2018Фото: facebook.com/alexey.barykin В Казани прошла премьера фильма «Осанна», посвященная жизни и гибели...
Подробнее 20-июл-2018Татарские огороды Минска, исламские святыни Гродненской области и места боевой славы предков ждут туристов...
Подробнее 26-мая-2018Миграции саков, юэчжей, усуней, канцзюев и сарматов. Часть 4-я Фото: wikipedia.org Ярослав Пилипчук...
Подробнее 02-мая-2019Батыр Алдар Исекеев и его борьба. Часть 5 Фото: репродукция картины А.Р. Мухтаруллина Уфимский историк,...
Подробнее 08-мая-2019